Краткий конспект лекций по курсу
Тема 5. Формы государства
1. Понятие формы государства
В учебной и научной литературе форма государства зачастую определяется как организация политической власти. При таком подходе внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, то есть одному из признаков государства.
Форма государства - это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.
Другими словами, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.
Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве.
Форма государственного устройства характеризует способы национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство.
Форма политического режима характеризует способы осуществления государственной власти, то есть дает ответ на вопрос, какие политические взаимоотношения существуют между властью и населением.
2. Классификация форм правления
По форме правления различают монархию и республику. Монархия - это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии - монарху. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству, в бессрочное и пожизненное владение, независимо от воли народа.
Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.
Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления единодержавного характера. Монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия, XVII-XVIII вв.).
Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная, никому не подотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I).
В рабовладельческом государстве монархия зачастую выступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении населения (Древний Египет).
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - и особым правовым актом - конституцией, то есть имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом - и коллективным органом - парламентом.
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. В парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство согласно конституции несет ответственность перед законодательным собранием, а монарх выполняет представительские функции: формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями менталитета, то есть национального мышления.
В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер: монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента; нижняя палата парламента, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания).
Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной, когда феодалы не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять полноту власти.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.
Истории известны различные республики: античные государства-полисы (Рим, Афины); феодальные, к числу которых относятся Новгород и Псков (торгово-промышленные республики); буржуазные, где республиканская форма правления выступает как способ политической организации гражданского общества; социалистические - Республика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и так далее), для которых характерен отказ от парламентских форм организации и деятельности представительных органов.
Современные республики делятся на парламентарные и президентские.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Италия, Австрия, ФРГ и другие). Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия и отправить в отставку правительство или отдельных его членов. Президент формально наделен большими полномочиями, но осуществить их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.
Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существуют две модели правления президентской республики. По одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия). Президент при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Вместе с тем президент лишен права роспуска парламента, в то время как парламент может отстранить президента от власти путем импичмента, то есть особой процедуры в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции. По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов - государственных и общественных, которые содействуют ему в выполнении полномочий главы государства и гаранта конституции.
Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Для них характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики. Например, во Франции президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.
3. Формы государственного устройства
По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
1. Унитарное государство - это государство, на территории которого действуют единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Население унитарного государства имеет единое гражданство.
В унитарном государстве существует централизация государственной власти и ведется контроль за деятельностью административно-территориальных единиц (регионов). В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства.
В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей регионов допускается определенная автономия.
Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан).
2. Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.
Существует мнение, что федерация - объединение суверенных государств, то есть суверенитет федерации произволен от суверенитета входящих в нее государств.
Согласно другой точке зрения (Георг Еллинек), государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.
Отличительными признаками федерации являются:
а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство.
В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).
В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.
В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.
3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.
Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США) либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).
Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
Межгосударственные союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств.
Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).
Сообщества государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Согласно двучленной классификации (Л.И. Спиридонов), государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.
Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.
Протекторат - это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах, обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.
Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:
а) федерации - постоянные государственные образования;
б) конфедерации - временные союзы суверенных государств;
в) монархические унии - добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);
г) империи - сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя);
д) фузии - воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
е) инкорпорации - исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).
4. Классификация политических режимов
Существуют различные классификации политических режимов. Большинство авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (по другой терминологии - тоталитарные).
Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются:
а) формирование органов власти выборным путем;
б) политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов;
в) государственное существование политических прав и свобод граждан.
Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как:
а) формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов;
б) наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма;
в) бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.
Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два политических режима: демократический и террористический. В свою очередь террористический режим подразделяется на три разновидности: фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный - как казарменный, основным признаком авторитарного режима является репрессивный метод осуществления государственной власти.
Многочленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов, таких как:
а) деспотический режим, предполагающий полный произвол монарха;
б) тиранический режим, основанный на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;
в) тоталитарный, основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;
г) фашистский режим, идеологией которого является крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;
д) авторитарный режим, характерной чертой которого является опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;
е) либерально-коммунистический режим, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;
ж) собственно демократический - это режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать представительные органы государственной власти (активное право) и быть избранным (пассивное право).
Комбинированная классификация (Г.В. Назаренко) предусматривает деление режимов на демократические и антидемократические с последующей их детализацией.
Демократические режимы подразделяются на три разновидности: либеральный, демократический, либерально-демократический.
К числу антидемократических режимов относятся: деспотический, тиранический, авторитарный, тоталитарный, фашистский и мафиозно-криминальный режим. Последний характеризуется как режим осуществления власти уголовно-террористическими методами.
Наиболее ранние классификации форм государства проводились с иных методологических позиций.
Платон (427-347 гг. до н. э.) классифицировал формы государства аналогично душевному складу человека и выделял: аристократию (справедливость), тимократию (воинственность), олигархию (алчность), демократию (свободолюбие) и тиранию (свирепость). В соответствии с принципом изономии Платон различал законную монархию, или царскую власть; противозаконную монархию, или тиранию; законную власть немногих - аристократию; незаконную власть немногих - олигархию, а также демократию с законами и без законов. Характеризуя демократию, Платон отмечал, что среди государств, основанных на законности, демократия - наихудший вид, среди государств без законов демократия - наилучший вид государственности. В соответствии с учением Платона о деградации идеальное аристократическое государство вырождается, и на смену ему приходят испорченные формы государства, которые сменяют друг друга.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) выделял шесть форм государства, из них три правильные: монархия, аристократия, полития, и три неправильные: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах государства правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - преследуют личное благо. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе положительные стороны демократии (правление большинства) и олигархии (правление в интересах большинства). Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии - средней, умеренной формы государственного правления, свободной от недостатков и крайностей.
Полибий (200-120 гг. до н. э.) считал, что круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную форму - тиранию. Недовольство тираном приводит к тому, что благородные мужи при поддержке народа свергают ненавистного правителя. В результате устанавливается аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию - правление тех, кто использует свою власть для стяжательства. Эти правители возбуждают недовольство, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царя или немногих, учреждает демократию. Ее извращением является охлократия - господство толпы. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца" (цит. по: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 1991. С. 80). Полибий предлагал установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии. Такое государство, по мнению Полибия, неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия.
Литература
- Азми. Д.М. Э. Фромм о позитивных и негативных аспектах современной демократии// Гос-во и право. - 2002. - № 5.
- Бутырин В.Н., В.Д. Горобец. Парламент Российской Федерации// Гос-во и право. - 2001. - № 3.
- Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. - 1993. - № 4.
- Власов В.И. К вопросу о соотношении типа и формы государства// Юрид. вестник. - 1997. - № 3.
- Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в России. - М., 1996.
- Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. - М., 1994.
- Зиновьев А.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы// Правоведение. - 1997. - № 3.
- Златопольский Д.Л. Российская Федерация: особенности современного развития// Вестник Моск. ун-та. - 1997. - № 5.
- Киреева С.Я. Понятие и механизмы легитимации политических режимов: от тоталитаризма к демократии// Правоведение. - 1996. - № 4.
- Ковалер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. - М., 1990.
- Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальные аспекты// Журнал рос. права. - 1998. - № 7.
- Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже ХХI века. - М., 1997.
- Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. - М., 1996.
- Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. - 1996. - № 1.
- Манов Г.Н. Правовое государство и современный федерализм // Советское государство и право. -1991. - № 1.
- Мигранли А. История теории демократии. - Таллин, 1991.
- Мухаметисин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа // Государство и право. - 1994. - № 3.
- Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - М., 1971.
- Российский федерализм и пути формирования единого правового пространства // Журнал российского права. - 1998. - № 3.
- Роянов Ф.М. Развитие современных представлений о сущности федеративного государства // Российский юридический журнал. - 1999. - № 1.
- Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.
- Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. - Екатеринбург, 1998.
- Силинов П.М. О некоторых концепциях федерализма в зарубежной литературе// Гос-во и право. - 2000. - № 5.
- Синюков В.Н. О форме федерации в России// Гос-во и право. - 1993. - № 5.
- Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. - Свердловск, 1989.
- Тадевосян Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации// Гос-во и право. - 2002. - № 3.
- Тарасов А.Н. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности// Гос-во и право. - 2002. - № 11.
- Токвиль. Влияние демократических чувств и идей на современное общество // Коммунист. - 1991. -№ 9.
- Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции// Гос-во и право. - 1999. - № 11.
- Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. -1991. - № 1.
- Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. -1994. - № 8-9.
- Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. -1994. - № 1.
- Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничения, сотрудничество, субсидиарность// Гос-во и право. - 2002. - № 5.
- Чиркин В.Е. С.А. Авакьян. Федеральное Собрание - парламент России// Гос-во и право. - 2000. - № 8.
- Шмавонян Г.А. Президентская власть и разделение властей в полупредзидентской республике: опыт Армении// Гос-во и право. - 2000. - № 1.
|