ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 6. Функции государства


1. Понятие функций государства

Теория государства различает статические и динамические свойства государства. К статическим относятся признаки государства, его сущность и форма; к динамическим - функции государства, их предметное содержание и способы их реализации.

В науке существует несколько определений понятия "функции государства". Одни ученые определяют функции государства как основные направления деятельности государства, другие - как главные направления, третьи - как ведущие.

Неточность данных определений заключается в характеристике функций как основных, главных или ведущих направлений деятельности государства. При таком подходе возникает проблема неосновных, второстепенных и дополнительных функций. Эта проблема вполне разрешима, если иметь в виду, что есть функции первого порядка, осуществляемые государством в целом, и функции второго порядка, осуществляемые различными государственными органами. Эти функции соотносятся между собой как "общее" и "особенное" а не как "главное" и "второстепенное".

По мысли советских авторов, функции государства выражают прежде всего классовую сущность. Однако утверждение, что функции государства выражают его сущность, является устаревшей идеологемой. Тенденциозное рассмотрение функций, которое проводилось советскими авторами, давало возможность сделать вывод о том, что буржуазное государство служит классу буржуазии и, следовательно, имеет эксплуататорскую сущность, а социалистическое государство служит делу всего народа и, следовательно, имеет антиэксплуататорскую сущность.

Наиболее удачное определение функции государства дает А.Б. Венгеров: "Функции государства - это деятельность государства, взятая в своей целостной с единой политической, структурной и территориальной организацией" (Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 1994. С. 57). Приведенное определение позволяет избежать отождествления функций государства с функциями законодательной, исполнительной и судебной власти, а указание на структурный характер деятельности дает возможность установить взаимосвязь функций государства с деятельностью государственных органов.

2. Классификация функций государства

Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Наиболее распространено в теории деление функций по сфере действия на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это направления деятельности государства по отношению к обществу, которые проявляют себя в экономической, политической, идеологической и социальной областях.

Внешние функции - это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения геополитических интересов данного государства.

В свою очередь, внутренние функции в зависимости от сферы общественной жизни делятся на политические, экономические, социальные, идеологические.

Политические функции представляют собой направления деятельности государства, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функции государства заключаются в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может проявляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность административно-командными методами, в других случаях берет на себя роль "ночного сторожа", которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Социальные функции - это направления деятельности государства, которые призваны обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества и социальную защищенность личности, общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реализация социальных программ, социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих функций способно привести государство к ослаблению, а затем к распаду и в конце концов - к гибели.

Идеологические функции государства проявляются в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации. Содержание (отбор и оценка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

Внешние функции как основные направления деятельности государства направлены на установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами.

Государства, воспринявшие оборонительную доктрину, осуществляют две внешние функции: сотрудничество с другими государствами и оборона от внешних нападений.

Функция обороны государства включает в себя систему специальных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

Функция сотрудничества с другими государствами осуществляется в экономической сфере (международный координатор - ООН и ее специализированные учреждения), в политической области (международный координатор - Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и научно-технической сфере (ЮНЕСКО - образование, наука, культура; МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергетике, другие международные организации).

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих территорий.

Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспансионистская функция ряда государств получила во время так называемых мировых и колониальных войн.

Государство - категория историческая. В ходе развития государства происходит эволюция его функций: одни функции возникают, другие отмирают, ряд функций изменяет свое содержание.

По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования. Временные функции возникают на определенных этапах развития государства. К числу постоянных функций следует отнести социальные и экономические функции. Типичным примером временной функции государства на ранних этапах его существования является функция классового господства, то есть подавление одного класса другим.

В новой классификации (Г.В. Назаренко) в качестве критерия выделения функций используются объекты государственного воздействия:

1. Общественный порядок и национальная (государственная) безопасность.

2. Народное хозяйство, то есть экономика, финансы, образование, здравоохранение, оборона и так далее.

3. Права и свободы граждан.

В соответствии с объектами можно выделить три функции государства:

Первая функция - охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности. Указанная функция является исключительно важной, так как государство исторически возникает из необходимости создать в обществе порядок, свести к минимуму эксцессы (крайности) и обеспечить безопасность существования. В этом плане государство есть организованное общество, то есть социум, в котором поддерживаются порядок и безопасностью другой стороной рассматриваемой функции является защита национальной безопасности, то есть защита интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угроз.

Вторая функция государства - это регулятивно-управленческая деятельность по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением и обороной.

Третьим, не менее важным направлением деятельности государства, является функция обеспечения прав и свобод граждан. Это особая функция: она проявляется, с одной стороны, в самоограничении власти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.

Средствами осуществления функции охраны порядка и безопасности являются:

а) специальный аппарат, реализующий политическую деятельность;

б) вооруженные силы, служба безопасности, внешней разведки, внутренние войска и другие "силовые" структуры.

Методами осуществления указанных функций являются наблюдение, контроль и надзор за поведением граждан и деятельностью юридических лиц, а в случае совершения правонарушений - меры государственного принуждения.

Средствами осуществления регулятивно-управленческой деятельности выступают исполнительные органы государства. Эти органы используют исполнительные и распорядительные методы, то есть исполнение и повеление.

Средствами защиты прав и свобод граждан являются законодательных и правоприменительных актов, вынесение судебных и юрисдикционных решений, а также осуществление иных правоохранительных мер, обеспечивающих реализацию законных интересов граждан.

3. Формы осуществления функций государства

В юридической литературе под формами осуществления функций государства понимаются, во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, деятельность, посредством которой реализуются функции государства.

В первом случае по отраслевой специфике к формам осуществления функций государства относят: законодательную, то есть нормотворческую деятельность; исполнительную, то есть управленческую деятельность, судебную деятельность, или правосудие; контрольно-надзорную деятельность за состоянием законности.

Во втором случае по признаку однородности выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов, в том числе нормативных и правоприменительных. Соответственно, к правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, а также путем новеллизации, то есть принятия новых юридических норм, изменения или отмены устаревших норм.

Правоприменительная деятельность - это деятельность органов государства по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность, в свою очередь, включает в себя две формы: исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Исполнительно-распорядительная деятельность - это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера.

Правоохранительная деятельность - это деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом.

К организационным формам осуществления функций государства относятся:

а) организационно-регламентирующая деятельность - текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение деятельности органов государства, как то: подготовка документов, организация различных мероприятий, подбор и расстановка кадров;

б) организационно-хозяйственная деятельность - текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение, выполнение государственных функций: снабжение, сбыт, учет, статистика и так далее;

в) организационно-идеологическая деятельность - это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов, формирование.



Литература
  1. Арцибасов И.Н., Жданов Ю.Н. Правовые аспекты формирования новой военной доктрины России //Государство и право. - 1993. - № 4.
  2. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 1990.
  3. Деев Н.Н. От государства-аппарата к государству-ассоциации // Правоведение. - 1990. - № 5.
  4. Демичев Д.М. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства// Правоведение. - 1996. - № 3.
  5. Каск Л.И. Функции и структура государства. - М., 1969.
  6. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
  7. Локк Дж. О законодательной, исполнительной и федеральной власти в государстве. М., 1992; О социальной власти в государстве // Соч. М., 1988. Т. 3.
  8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Гос-во и право. - 1996. - № 6.
  9. Пахоменко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период// Политические проблемы теории государства. - М., 1993.
  10. Рогачев А.А. Внешние функции государства социалистического типа. - М., 1986.
  11. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992.
  12. Шумков Д.М. Функции государства// Гос-во и право. - 2000. - № 2.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006