Как и в случае схем реляционных баз данных, для ER-диаграмм вводится понятие нормальных форм, причем их смысл очень близко соответствует смыслу нормальных форм отношений. Заметим, что определения нормальных форм ER-диаграмм делают более понятным смысл нормализации схем отношений. Мы приведем только очень краткие и неформальные определения трех первых нормальных форм. Конечно, можно было бы ввести дальнейшие нормальные формы ER-диаграмм, аналогичные нормальной форме Бойса-Кодда, 4NF и 5NF, но на практике к такой нормализации обычно не прибегают, а общие идеи после ознакомления с лекцией 8 должны быть понятны и так.
В первой нормальной форме ER-диаграммы устраняются атрибуты, содержащие множественные значения, т. е. производится выявление неявных сущностей, «замаскированных» под атрибуты.
На ??? (a) показана диаграмма, в которой тип сущности АЭРОДРОМ не удовлетворяет требованию первой нормальной формы. Здесь для нас несущественны атрибуты сущности АВИАРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, но сущность АЭРОДРОМ помимо атрибутов, отражающих собственные характеристики аэродромов (длина взлетно-посадочной полосы, число ангаров и т.д.) содержит атрибут, множественное значение которого характеризует самолеты, приписанные к этому аэродрому. Очевидно, что самолеты нуждаются в ремонте, т. е. должны обслуживаться некоторым авиаремонтным предприятием. Но поскольку самолеты являются частью сущности АЭРОДРОМ, единственным способом фиксации этого факта на диаграмме является проведение связи «многие ко многим» между типами сущности АЭРОДРОМ и АВИАРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. Таким образом выражается то соображение, что для ремонта разных самолетов, приписанных к одному аэродрому, могут использоваться разные транспортные предприятия, и каждое транспортное предприятие может обслуживать несколько аэродромов.
Чем плоха эта ситуация? Прежде всего, тем, что скрывается тот факт, что авиаремонтное предприятие ремонтирует самолеты, а не аэродромы. Наша же связь на самом деле означает, что любой аэродром из группы аэродромов обслуживается любым авиаремонтным предприятием из группы таких предприятий. Проблема состоит именно в том, что значением атрибута «самолеты» является множество экземпляров типа сущности САМОЛЕТ, и этот тип сущности сам обладает атрибутами и связями.
Ситуацию исправляет ER-диаграмма, показанная на ??? (b). Здесь мы выделили тип сущности САМОЛЕТ. Связь между сущностями АЭРОДРОМ и САМОЛЕТ показывает, что к одному аэродрому приписывается несколько самолетов. Связь между сущностями САМОЛЕТ и АВИАРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ означает, что каждый самолет из группы самолетов (группу самолетов могут составлять, например, все самолеты одного типа) обслуживается любым транспортным предприятием из некоторой группы таких предприятий. ER-диаграмма на ??? (b) находится в первой нормальной форме и, как мы видим, лучше отображает реальную ситуацию.