1.3. Профессиональные базы данных

Одной из форм предоставления информационных услуг потреби­телю является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информа­ции. Развитие международного экономического сотрудничества опре­делило потребность в создании мировых информационных корпора­ций. На рис. 2 показаны тенденции роста количества баз данных и их объема за последнее двадцатилетие [12].

Количество баз Количество записей, млн 7000

1975 1985 1990 1993 1996 2000 Годы

Рис. 2. Динамика изменения количества информационных агентств и баз данных на мировом информационном рынке

Как видно из рис. 2, за неполные 20 лет количество баз данных вы­росло в 27 раз, а их суммарный объем — более чем в 100 раз.

Содержание баз данных отражает потребности пользователей. Если первоначально потребители запрашивали главным образом научно-техническую информацию, то в настоящее время их основной интерес направлен на информацию, касающуюся бизнеса, торговли и про­мышленности. Большой интерес также проявляется к патентной и правовой информации. В табл. 1 показано распределение баз данных по со­держащейся в них информации.

Таблица 1 Распределение баз данных по содержанию, %

Тематика баз данных

1988 г.

1991 г.

1993 г.

Бизнес

34

33

33

Потребительская информация

3

7

10

Медицина и биология

8

11

9

Гуманитарные дисциплины

2

4

4

Правовая информация

8

9

12

Политематическая информация

1

6

3

Новости

8

4

4

Общественные науки

9

7

6

Научно-техническая информация

22

19

19

Необходимо отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная в таблице, представляется условной. Так, предпринима­теля может интересовать не только информация, находящаяся в раз­деле «Бизнес», но также правовая информация, деловые новости, на­учно-техническая информация, потребительская информация.

По своей форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на числовые (фактографическая ин­формация) и текстовые. Объемы текстовых баз данных значительно превышают объемы числовых баз, и этот разрыв все более увеличива­ется с течением времени.

Доля американских баз данных в общем объеме мировых баз дан­ных составляет 70 %.

Распределение информационных мировых ресурсов по регионам мира показано на рис. 4.

Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет популярное во всем мире справочное издание Gale Directory of Databases, выпускаемое дважды в год в виде двух томов фирмой Gale Research, Inc.

Первый том содержит список всех онлайновых баз данных, а также основные показатели развития информационной индустрии:

Во втором томе приводится информация о базах данных, распро­страняемых на CD-ROM.

Отдельно выделены подробные сведения о производителях (гене­раторах) и поставщиках баз данных и списки предлагаемых ими баз.

Северная Западная Австралия Азия Южная Восточная Африка

Америка Европа Америка Европа

Рис. 4. Доля региона в общем объеме мировых баз данных (2000 г.), %

Рассмотрим возможности удовлетворения потребностей пользова­телей, занимающихся предпринимательской деятельностью, на при­мере ведущих мировых информационных корпораций.

1.3.1. Информационная корпорация «Дан энд Брэдстрит» (Dun & Bradstreet)

Эта крупнейшая в мире американская многопрофильная информа­ционная корпорация www.dnb.ru, возникшая более 150 лет назад, обеспечивает клиентов деловой информацией на всех этапах принятия решений. В корпорации занято свыше 60 тыс. сотрудников, работающих в раз­ветвленной сети ее региональных представительств по всему миру.

Корпорация предоставляет своим клиентам следующие информа­ционные продукты и услуги:

  • информация, освещающая финансовое состояние и кредитоспо­собность около 70 млн компаний во всех странах мира;

  • маркетинговые исследования;

  • справочники «страна/фирма/продукт», включая Exporter's En­cyclopedia;

  • регулярные обзоры таможенного, налогового и инвестиционного климата в 180 странах мира;

  • справочники-рейтинги долговых обязательств Mood's — «на­стольная книга» инвесторов по всему миру;

  • международная программа подготовки специалистов в области финансов, маркетинга и информационного обеспечения.

Указанная программа позволяет принять наиболее эффективные решения в следующих областях:

  • маркетинг;

  • сбыт продукции;

  • закупочные операции;

  • кредит;

  • анализ промышленности;

  • анализ конкуренции;

  • исследования и рекомендации в экономике,

Основными видами продукции корпорации являются аналитиче­ские справки и деловая справочная литература.

Бизнес-справка — содержит необходимые сведения о финансовом положении потенциальных партнеров (заемщиков), а также сведения о степени коммерческого риска при ведении дел с ними.

В состав бизнес-справки входят:

  • общая информация о фирме (адресные реквизиты фирмы, форма собственности, краткая история создания и деятельности фир­мы, виды деятельности (выпускаемая продукция и услуги), све­дения о владельцах и руководителях фирмы, сведения о филиа­лах и отделениях, дочерних и материнских фирмах);

  • специальный рейтинг, отражающий финансовое положение фир­мы и степень коммерческого риска, связанного с ведением дел с дан­ной фирмой;

  • перечень банков, клиентом которых является данная фирма;

  • отдельные события, факты, характеризующие данную фирму, в том числе участие в судебных разбирательствах;

  • последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о при­былях и убытках);

  • информация о практике и сроках исполнения платежей данной фирмой, полученная на основе анализа предыдущей деятельно­сти фирмы.

Указанная информация дает пользователю возможность:

  • обоснованно и оперативно принять решение о целесообразности и условиях взаимоотношений с партнерами;

  • избежать выдачи денежных ссуд и кредитов под контракты с не­надежными партнерами;

  • оценить степень финансового риска участия в совместных про­ектах;

  • правильно строить взаимоотношения с уже имеющимися парт­нерами.

Кредитно-аналитическая справка. Это аналитический документ, характеризующий финансовые показатели фирмы за период до трех лет в сравнении с данными по отрасли, к которой относится данная фирма. Кредитно-аналитическая справка содержит более детальную по сравнению с бизнес-справкой информацию о финансовом положе­нии интересующей вас фирмы.

Состав кредитно-аналитической справки:

  • сравнение финансовых показателей фирмы и отрасли, к которой относится данная фирма. Изменения в сравнительных характе­ристиках по сравнению с предыдущим годом;

  • 20 показателей, характеризующих сравнительные данные по фирме и отрасли по группам:

  • ликвидность фирмы, способность ее выполнять свои обяза­тельства;

  • эффективность использования фирмой наемного труда;

  • рентабельность фирмы.

Получение указанной информации обеспечивает следующие воз­можности:

  • сократить время на изучение финансовой отчетности и ее анализ;

  • определить максимальный размер кредита путем сопоставления уровня ликвидности и усредненных показателей по отрасли;

  • при проведении маркетинговых исследований более детально изучить покупателей, поставщиков и конкурентов.

Платежно-аналитическая справка. Данный аналитический доку­мент характеризует практику и сроки исполнения платежей интере­сующим вас партнером.

Состав платежно-аналитической справки:

  • общие сведения о фирме (адрес, телефон, факс, фамилии руко­водителей, оборот, год начала деятельности, виды деятельности,' код по промышленному классификатору);

  • показатель надежности исполнения платежа (индекс исполне­ния платежей) и его динамика за последние два года. Индекс ис­полнения платежей — это двузначное число, которое рассчиты­вается на основе практики исполнения платежей данной фирмой. Пересчет показателя производится при получении новых сведе­ний. Чем быстрее исполняются платежи, тем выше показатель;

  • характеристика практики и сроков исполнения платежей за пос­ледний год, включая сумму предоставленных кредитов, число про­веденных коммерческих операций, сроки оплаты, а также данные о недобросовестном исполнении фирмой своих обязательств.

Получение указанной информации позволяет:

  • обоснованно регулировать кредитные отношения с фирмой или вообще отказать в предоставлении кредита или ссуды;

  • выбрать оптимальные условия кредитования, регулировать сро­ки и условия оплаты в каждом конкретном случае;

  • прогнозировать сроки исполнения платежей;

  • прогнозировать приближение несостоятельности фирмы по возврату средств и принять соответствующие решения до того, как аналогичные требования будут предъявлены фирме другими кредиторами.

Деловая справочная литература. Компания «Дан энд Брэдстрит» выпускает ежегодные справочники для самостоятельного поиска парт­неров в различных странах мира.

Справочники содержат следующую информацию:

  • алфавитный указатель фирм данной страны (название фирмы, телефон, факс, телекс, регистрационный номер, год начала дея­тельности, сфера деятельности, рынки, владельцы фирм, объем продаж, прибыли и убытки, количество сотрудников, банки, ауди­торы);

  • классификатор по профилю деятельности;

  • классификатор по городам и регионам;

  • классификатор по наименованиям;

  • классификатор по экспортным рынкам.

Корпорация выпускает ежемесячный бюллетень «Международный обзор коммерческих рисков и платежей». Обзор содержит сжатую ин­формацию о текущей экономической ситуации в различных странах мира. Указанную информацию целесообразно использовать при при­нятии долгосрочных стратегических решений. Бюллетень включает следующие данные:

  • индикатор общей экономической ситуации в данной стране;

  • факторы риска (краткий обзор политико-экономической ситуа­ции) в различных странах мира;

  • краткую информацию о платежных обычаях страны;

  • краткие рекомендации относительно выбора взаимоотношений и форм расчетов с фирмами данной страны.

Информационные обзоры по отдельным странам содержат общую и детальную информацию по отдельным странам, а также сведения о факторах риска в этих странах, в частности:

  • оценку политической стабильности в данной стране;

  • анализ экономической ситуации, макроэкономических парамет­ров и внешнеторговой статистики в стране;

  • подробный анализ инструментов валютного, таможенного и на­логового регулирования;

  • обзор внешнеторговой практики, экспортно-импортного регу­лирования и ограничений по внешнеэкономической деятель­ности;

  • обзор практики исполнения платежей.

Каждый раздел помимо обзорной и аналитической частей содержит конкретные рекомендации по минимизации рисков. В обзоре содер­жится перечень специфических рисков для каждой страны и рекомен­дации по способам их устранения.

Сопоставительные обзоры по отраслям, выпускаемые корпораци­ей, включают:

  • отчет о нормативных показателях по отраслям (средние, верхние и нижние);

  • выборочные нормативные показатели — отчет о показателях по выбранной заказчиком отрасли;

  • основные относительные показатели (ежегодно изучаются 370 раз­личных показателей для промышленности).

Цены на услуги, предоставляемые компанией «Дан энд Брэдстрит»:

1) разовая справка по компании — 200 долл. США;

2) стоимость абонентного обслуживания зависит от количества предоставляемых справок (табл. 2).

Таблица 2 Стоимость абонентного обслуживания компанией «Дан энд Брэдстрит»

Цена

1000

3000

5000

7000

10000

20000

30000

контракта

(долл. США)

       

Количество

6

20

35

50 ,

75.

160

250

справок

       

Цена за одну

167

150

143

140

133

125

120

Справку

(долл. США)