2.3.4.5. Информационно-издательский центр Роспатента

Комитет РФ по патентам и товарным знакам (Роспатент) был со­здан 30 сентября 1992 г. на базе Комитета по патентам и товарным зна­кам Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. 14 августа 1996 г. Роспатент преобразован из комитета в агентство.

Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны про­мышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Одновременно ВНИИ государственной патентной экспертизы, Управление прав промышленной собственности и производствен­ное предприятие «Патент» были слиты в Федеральный институт промышленной собственности, в который вошли также Всероссийская патентно-техническая библиотека и Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий электронных мик­росхем. ВНИИ патентной информации был преобразован в Инфор­мационно-издательский центр Роспатента. Утвержден перечень из восьми организаций, подведомственных Роспатенту: Федеральный институт промышленной собственности; Апелляционная палата; Ин­формационно-издательский центр; Домодедовский производственный комплекс; Российский институт интеллектуальной собственности; предприятие «Радомир»; центр «Информпатент» (Санкт-Петербург); Региональный центр «Югпатент» (Ростов-на-Дону).

Патентная информация является одним из главных элементов си­стемы охраны промышленной собственности. На основе этой инфор­мации органы государственной патентной экспертизы устанавливают новизну заявляемого объекта и регистрируют его в качестве изобрете­ния, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, направляя сведения о них в мировой патентный фонд. А заявитель, взамен на раскрытие в патентно-информационном сообщении суще­ства изобретения или другого объекта, получает исключительное пра­во на его использование в течение установленного срока.

Однако сфера применения патентной информации простирается далеко за стены патентных ведомств. Прежде всего, содержащиеся в ней сведения используются специалистами организаций и предприя­тий страны для слежения за патентной ситуацией в своей области, принятия решения о целесообразности собственной разработки и оформления заявки на полученный результат, либо о приобретении лицензии на уже созданное изобретение, или, напротив, об оспарива­нии правомерности выдачи на него охранного документа другому лицу и т. п. В дополнение к этому патентные документы после их опубликования поступают в общие телекоммуникационные каналы, где они выполняют уже более широкие функции информационного обеспечения научно-технического и социально-экономического раз­вития в целом. Разработчики получают через патентную информацию извещения о новых технических решениях, оценивают современный уровень и тенденции развития конкретной области техники. Предпри­ниматели отбирают новые идеи для коммерческой реализации либо партнеров, способных поставлять уже готовую, основанную на изо­бретениях продукцию, комплектующие изделия и т. д.

С учетом изложенных обстоятельств Информационно-издатель­ский центр Роспатента концентрирует свои усилия прежде всего на обслуживании широкого круга потребителей патентной информации. С этой целью осуществляются две функции. Во-первых, готовятся и распространяются официальные и иные патентно-информационные издания и базы данных — для формирования (в дополнение к госу­дарственному фонду и поисковому массиву экспертизы) распреде­ленных по стране патентно-информационных ресурсов. Во-вторых, осуществляется непосредственное патентно-информационное обслу­живание конечных пользователей — специалистов организаций и предприятий страны. Указанные информационные продукты и услу­ги Информационно-издательского центра доступны также и заинте­ресованным зарубежным пользователям.

В ближайшие годы названные выше функции останутся в основном неизменными. Однако характер осуществления этих функций не мо­жет не претерпеть изменений под воздействием происходящих в стра­не социально-экономических преобразований и новых условий ин­формационной работы.

На смену головным и ведомственным предприятиям отраслей пла­новой экономики приходят, как правило, хозяйственно независимые образования, самостоятельно формирующие свою информационную политику исходя из практических нужд и финансовых возможностей. С учетом последних факторов можно выделить сравнительно ограни­ченную группу крупных НИИ, КБ, вузов и предприятий, испытываю­щих регулярную потребность в патентной информации и располагаю­щих средствами для создания у себя патентных или информационных служб. Остальные предприятия и организации можно отнести к кате­гории малого или среднего предпринимательства. Для многих из них обращение к источникам патентной информации все еще является эпизодическим. Теперь они самостоятельно определяют, нужно ли формировать собственный информационный массив или дешевле об­ратиться за определенной услугой на информационный рынок, где дей­ствуют специализированные службы.

Сегодня такие службы все чаще создаются в региональных центрах научно-технической информации страны, которые раньше выступали в основном в роли держателей территориальных патентных фондов-де­позитариев. Под воздействием все более заметной ориентации на ком­плексное информационное обеспечение инновационных процессов в структуре Роспатента теперь создаются региональные информацион­но-аналитические центры (ИАЦ) поддержки малого и среднего бизнеса. Таким образом, в стране формируется видоизмененная сеть потре­бителей создаваемой патентной информации, включающая:

  1. малые и средние предприятия, которые будут удовлетворять свои потребности в основном путем обращения в специализиро­ванные службы комплексной информационной поддержки, прежде всего в региональные ИАЦ и Информационно-издательский центр Роспатента;

  2. средние и крупные организации, предприятия и учебные заведе­ния, способные создавать у себя автоматизированный справочно-поисковый аппарат по наиболее актуальным для них разде­лам патентного фонда и обращаться за недостающими документами и данными в региональные ИАЦ и Информационно-издательский центр Роспатента;

  3. региональные ИАЦ, которые вряд ли смогут эффективно выполнять возложенные на них функции без автоматизированного до­ступа к патентному фонду по тематике главных направлений де­ятельности организаций и предприятий региона и обращения за недостающими документами и данными в базовые центры науч­но-технической информации (ЦНТИ) (научно-технические биб­лиотеки (НТБ)) или Информационно-издательский центр Роспатента;

  4. базовые ЦНТИ и НТБ, которым придется формировать у себя политематические массивы описаний изобретений ограничен­ной группы стран для обеспечения доступа к найденным перво­источникам по заказам, поступающим из своей зоны.