Комитет РФ по патентам и товарным знакам (Роспатент) был создан 30 сентября 1992 г. на базе Комитета по патентам и товарным знакам Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. 14 августа 1996 г. Роспатент преобразован из комитета в агентство.
Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.
Одновременно ВНИИ государственной патентной экспертизы, Управление прав промышленной собственности и производственное предприятие «Патент» были слиты в Федеральный институт промышленной собственности, в который вошли также Всероссийская патентно-техническая библиотека и Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий электронных микросхем. ВНИИ патентной информации был преобразован в Информационно-издательский центр Роспатента. Утвержден перечень из восьми организаций, подведомственных Роспатенту: Федеральный институт промышленной собственности; Апелляционная палата; Информационно-издательский центр; Домодедовский производственный комплекс; Российский институт интеллектуальной собственности; предприятие «Радомир»; центр «Информпатент» (Санкт-Петербург); Региональный центр «Югпатент» (Ростов-на-Дону).
Патентная информация является одним из главных элементов системы охраны промышленной собственности. На основе этой информации органы государственной патентной экспертизы устанавливают новизну заявляемого объекта и регистрируют его в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, направляя сведения о них в мировой патентный фонд. А заявитель, взамен на раскрытие в патентно-информационном сообщении существа изобретения или другого объекта, получает исключительное право на его использование в течение установленного срока.
Однако сфера применения патентной информации простирается далеко за стены патентных ведомств. Прежде всего, содержащиеся в ней сведения используются специалистами организаций и предприятий страны для слежения за патентной ситуацией в своей области, принятия решения о целесообразности собственной разработки и оформления заявки на полученный результат, либо о приобретении лицензии на уже созданное изобретение, или, напротив, об оспаривании правомерности выдачи на него охранного документа другому лицу и т. п. В дополнение к этому патентные документы после их опубликования поступают в общие телекоммуникационные каналы, где они выполняют уже более широкие функции информационного обеспечения научно-технического и социально-экономического развития в целом. Разработчики получают через патентную информацию извещения о новых технических решениях, оценивают современный уровень и тенденции развития конкретной области техники. Предприниматели отбирают новые идеи для коммерческой реализации либо партнеров, способных поставлять уже готовую, основанную на изобретениях продукцию, комплектующие изделия и т. д.
С учетом изложенных обстоятельств Информационно-издательский центр Роспатента концентрирует свои усилия прежде всего на обслуживании широкого круга потребителей патентной информации. С этой целью осуществляются две функции. Во-первых, готовятся и распространяются официальные и иные патентно-информационные издания и базы данных — для формирования (в дополнение к государственному фонду и поисковому массиву экспертизы) распределенных по стране патентно-информационных ресурсов. Во-вторых, осуществляется непосредственное патентно-информационное обслуживание конечных пользователей — специалистов организаций и предприятий страны. Указанные информационные продукты и услуги Информационно-издательского центра доступны также и заинтересованным зарубежным пользователям.
В ближайшие годы названные выше функции останутся в основном неизменными. Однако характер осуществления этих функций не может не претерпеть изменений под воздействием происходящих в стране социально-экономических преобразований и новых условий информационной работы.
На смену головным и ведомственным предприятиям отраслей плановой экономики приходят, как правило, хозяйственно независимые образования, самостоятельно формирующие свою информационную политику исходя из практических нужд и финансовых возможностей. С учетом последних факторов можно выделить сравнительно ограниченную группу крупных НИИ, КБ, вузов и предприятий, испытывающих регулярную потребность в патентной информации и располагающих средствами для создания у себя патентных или информационных служб. Остальные предприятия и организации можно отнести к категории малого или среднего предпринимательства. Для многих из них обращение к источникам патентной информации все еще является эпизодическим. Теперь они самостоятельно определяют, нужно ли формировать собственный информационный массив или дешевле обратиться за определенной услугой на информационный рынок, где действуют специализированные службы.
Сегодня такие службы все чаще создаются в региональных центрах научно-технической информации страны, которые раньше выступали в основном в роли держателей территориальных патентных фондов-депозитариев. Под воздействием все более заметной ориентации на комплексное информационное обеспечение инновационных процессов в структуре Роспатента теперь создаются региональные информационно-аналитические центры (ИАЦ) поддержки малого и среднего бизнеса. Таким образом, в стране формируется видоизмененная сеть потребителей создаваемой патентной информации, включающая:
малые и средние предприятия, которые будут удовлетворять свои потребности в основном путем обращения в специализированные службы комплексной информационной поддержки, прежде всего в региональные ИАЦ и Информационно-издательский центр Роспатента;
средние и крупные организации, предприятия и учебные заведения, способные создавать у себя автоматизированный справочно-поисковый аппарат по наиболее актуальным для них разделам патентного фонда и обращаться за недостающими документами и данными в региональные ИАЦ и Информационно-издательский центр Роспатента;
региональные ИАЦ, которые вряд ли смогут эффективно выполнять возложенные на них функции без автоматизированного доступа к патентному фонду по тематике главных направлений деятельности организаций и предприятий региона и обращения за недостающими документами и данными в базовые центры научно-технической информации (ЦНТИ) (научно-технические библиотеки (НТБ)) или Информационно-издательский центр Роспатента;
базовые ЦНТИ и НТБ, которым придется формировать у себя политематические массивы описаний изобретений ограниченной группы стран для обеспечения доступа к найденным первоисточникам по заказам, поступающим из своей зоны.