Информационные ресурсы в области права стали бурно развиваться уже на начальном этапе перехода к рынку. Особенности развития нашей страны в настоящее время характеризует высокий объем ежегодных публикаций — около 11 тыс. правовых документов. Источниками информации служат органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, министерства, ведомства, комитеты. В соответствии с существующим порядком правовые документы, в том числе ведомственные, вступают в силу лишь после опубликования в закрепленных за каждым органом, порождающим правовой документ, изданиях, однако даже на федеральном уровне в открытой печати публикуется лишь 40 % нормативных актов. Источником информационных ресурсов в области права являются в основном государственные учреждения. Широкий круг пользователей предъявляет к средствам информационного обеспечения в области права следующие основные требования:
максимальная полнота представления материалов по интересующему пользователя вопросу;
постоянное обновление информационных ресурсов по мере выхода новых правовых актов;
возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;
удобство доступа и работы с правовой информацией.
Реализацию этих требований обеспечивают компьютерные технологии, которые позволяют хранить и передавать на любые расстояния значительные объемы информации. Однако автоматизированные информационные системы в настоящее время еще не могут по целому ряду причин быть использованы для процедуры официального опубликования. Одной из таких причин является то, что в России доступ к электронным источникам в настоящее время имеет ограниченный круг пользователей. Кроме того, в настоящее время еще не создан надежный механизм подтверждения подлинности официального нормативного акта. Несмотря на эти трудности, в стране широкое распространение получили справочные правовые системы.
Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.).
Потребителям хотелось бы иметь единый источник правовой информации. Однако в настоящее время это не удалось сделать. Потребителей обслуживают несколько десятков государственных и коммерческих структур.
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Министерство юстиции РФ.
В настоящее время Министерство юстиции РФ располагает следующими основными информационными ресурсами [10]:
программно-технологическим комплексом «Фонд», содержащим 340 тыс. правовых актов СССР, РСФСР, Российской Федерации, правовых органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов государств — участников СНГ;
базой данных действующего российского законодательства «Эталон», содержащей редакции 30 тыс. наиболее актуальных нормативных актов;
фондом правовых актов на бумажных носителях Министерства юстиции РФ, содержащим более 1 млн документов;
Государственным реестром общественных объединений и религиозных организаций, имеющих общероссийский и международный статус;
базой данных судебной статистики.
Полнота баз данных Министерства юстиции РФ составляет 0,93 % от общего количества изданных нормативных правовых актов.
Значительные ресурсы правовой информации сосредоточены в Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ), обеспечивающем органы государственной власти федерального и регионального уровня необходимой информацией.
ФАПСИ имеет следующие информационно-справочные системы:
«Банк правовых актов»;
«Электронное собрание законодательства Российской Федерации»;
«Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;
«Централизованную картотеку правовых актов субъектов Российской Федерации»;
«Банк правовых актов субъектов Российской Федерации»;
«Банк ведомственных правовых актов».