Глава 2. Информационный рынок Российской Федерации

Содержание

2.1. Правовые основы информационной работы в РФ
2.2. Информация об информации
2.2.1. Научно-технический центр «Информрегистр» Государственного комитета РФ по связи и информатизации
2.2.2. Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ)1
2.2.3. ООО «Международное Бюро Информации и Телекоммуникаций» (МБИТ)
2.2.4. Центр информационной поддержки предпринимательства
2.2.5. Другие источники
2.3. Государственные информационные ресурсы
2.3.1. Библиотечная сеть РФ
2.3.2. Информационные ресурсы архивного фонда
2.3.3. Статистическая информация
2.3.4. Научно-техническая информация
2.4. Правовая информация
2.4.1. Государственные системы правовой информации
2.4.2. Справочные правовые системы, распространяемые негосударственными структурами
2.5. Биржевая и финансовая информация
2.5.1. Основные положения
2.5.2. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на финансовом рынке РФ
2.5.3. Российские информационные агентства и службы, предлагающие продукты и услуги в сфере биржевой и финансовой информации
2.6. Коммерческая информация
2.6.1. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
2.6.2. Агентство деловой информации (АДИ) «Бизнес-карта»
2.6.3. Агентство «АСУ-Импульс»
2.6.4. Компания «Информсистема»
2.6.5. «Инфогруппа Компас»
2.6.6. Информационное агентство «Норма»
2.6.7. ИКЦ «Мосвнешинформ»
2.6.8. Информационное агентство «Вдохновение»
2.6.9. «Социум ИнфоПолис»
2.6.10. Информационное агентство «Интегрум-Техно»
2.6.11. Информационная коммерческая система «Международные Информационные Рынки» (ИКС МИР)
2.6.12. Национальная электронная библиотека (НЭБ)
2.6.13. Институт промышленного развития Министерства экономики РФ («Информэлектро»)
2.7. Выводы

В главе использована книга [HORO], c. 59-161.

2.1. Правовые основы информационной работы в РФ

Основным законом, определяющим правовые основы информаци­онной работы в России, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите инфор­мации».

В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государ­ственных информационных ресурсов являются Российская Федера­ция и субъекты РФ. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накап­ливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также иными установленными законом способами.

Физические и юридические лица являются собственниками тех до­кументов (массивов документов), которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке даре­ния или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными.

Граждане, органы государственной власти, органы местного само­управления, организации и общественные объединения обязаны пред­ставлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Перечни представляемой в обязательном порядке документирован­ной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утвержда­ет правительство РФ. Порядок и условия обязательного представле­ния информации доводятся до сведения граждан и организаций.

По категориям доступа информация делится на открытую и с огра­ниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь, на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями, внесенными Законом от 6 ок­тября 1997 г. № 131-ФЗ).

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информа­ции к государственной тайне. Собственник информационных ре­сурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тай­не, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реа­лизации;

  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуаци­ях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходи­мую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об исполь­зовании бюджетных средств и других государственных и мест­ных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;

  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и ар­хивов, информационных системах органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, общественных объедине­ний, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Персональные данные (информация о гражданах) относятся к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензирова­нию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, свя­занная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.

Другим важным законом, определяющим порядок формирования фондов государственной библиотечной системы и органов научно-технической информации, является Федеральный закон от 29 декаб­ря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» [2] и Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 739 «Об обязательных экземплярах изданий» [З].

Обязательные экземпляры — это экземпляры различных видов ти­ражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количе­стве, установленных Федеральным законом [2].

Обязательные бесплатные экземпляры — экземпляры различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их произво­дителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количестве, установленных Федеральным законом.

Действие настоящего закона распространяется на юридические лица Российской Федерации независимо от их организационно-пра­вовых форм и форм собственности, участвующие в создании и достав­ке обязательных экземпляров различных видов документов, а также на книжные палаты, библиотеки и органы научно-технической ин­формации, являющиеся получателями, хранителями и распространи­телями обязательных экземпляров.

Подлежат передаче в соответствующие учреждения и организации обязательные бесплатные и обязательные платные экземпляры следу­ющих видов документов:

  • издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, име­ющая выходные сведения;

  • издания для слепых, изготавливаемые рельефно-точечным шриф­том по системе Брайля, и «говорящие книги»;

  • официальные документы — произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер;

  • аудиовизуальная продукция — кино-, видео-, фотодокументы;

  • электронные издания;

  • неопубликованные документы — результаты научно-исследова­тельской и опытно-кон­струк­торской деятельности (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, депонированные научные работы, алгоритмы и про­граммы).

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, подлежащих передаче в качестве обязательного экземп­ляра субъекта РФ и обязательного местного экземпляра.

Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:

  • шестнадцать обязательных бесплатных экземпляров книг, бро­шюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географи­ческих карт и атласов на русском языке;

  • семь обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, аль­бомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на других языках народов РФ и на иностранных языках;

  • девять обязательных бесплатных экземпляров газет;

  • двенадцать обязательных бесплатных экземпляров авторефера­тов диссертаций;

  • десять обязательных экземпляров стандартов.

Производители патентных документов поставляют по два обяза­тельных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техни­ческую библиотеку и Государственную публичную научно-техниче­скую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук.

Законодательством также определена обязанность изготовителей пе­речисленных выше документов предоставлять государству до 300 плат­ных экземпляров при тираже свыше 1 тыс. экземпляров и до 100 эк­земпляров при тираже от 500 до 1 тыс. экземпляров. Представители Российской книжной палаты при ознакомлении с планом выпуска продукции издательства на следующий год определяют потребность государства в платных экземплярах тех или иных изданий и направ­ляют соответствующие заявки в издательства.