Подводя итоги рассмотрения российского рынка информационных услуг, отметим следующее.
Общеизвестно, что основой управления, и в особенности управления экономикой, является полная, достоверная и своевременно полученная информация.
В начале перестройки страна потеряла существовавшую ранее систему информационного обеспечения управления плановой экономикой, а следовательно и предприятиями, и вошла в рыночные отношения при отсутствии соответствующего этим отношениям рынка информационных услуг.
Российский рынок информационных услуг, ориентированный на новые экономические условия, находится на начальной стадии формирования. Он характеризуется следующими особенностями.
1. Рынок биржевой и финансовой информации в России уже в первые годы перестройки получил наибольшее развитие в связи с имевшимся высоким спросом на данный вид информации.
2. Рынок информации о фирмах, предприятиях и организациях в наименьшей степени удовлетворяет нуждам российских и зарубежных потребителей. Можно указать следующие недостатки в обеспечении потребителей информацией о фирмах и организациях:
число фирм, по которым ведутся регистры предприятий, ограничено и не превышает 200 тыс.;
частота обновления информации, как правило, не превышает одного раза в год;
перечень признаков, по которым накапливаются сведения, крайне ограничен и не удовлетворяет в значительной степени потребностям пользователей;
в интересах экономической безопасности предприятия нуждаются в регистрационных данных предполагаемых партнеров и других участников рынков, на которых они работают (сведения о выданных лицензиях, адресах, учредителях, руководителях, имеющих право подписи на финансовых документах, и ряд других сведений). В России практически отсутствует единый банк регистрационных данных фирм и организаций. Эти сведения в полном объеме имеются лишь в региональных регистрационных палатах, и доступ к ним рядового потребителя крайне затруднен;
важнейшие для потребителя сведения о финансовом состоянии предприятий-партнеров, предполагаемых партнеров, конкурентов, заемщиков денежных средств практически отсутствуют, что существенно повышает уровень рисков в кредитной деятельности банков и предпринимательской деятельности предприятий и фирм.
3. Важнейшим элементом информационного обеспечения государственного управления и предпринимательской деятельности являются отраслевые информационные ресурсы. В период реформ создававшаяся в течение многих лет отечественная система отраслевой информации была разрушена. Предпринимаемые в последние годы действия государства по решению этой проблемы пока носят формальный характер.
4. Трудности финансового характера, возникшие в период реформ, нанесли тяжелый урон системе научно-технической информации. Имеются серьезные проблемы и в получении государственной системой статистики достоверной экономической информации в сфере услуг, в первую очередь в торговле, системе малого бизнеса, фермерства и крестьянских хозяйств. Объемы товаров, ввозимых «челноками», практически невозможно проконтролировать.
5. Если раньше информация для предприятий и граждан считалась бесплатной, то в настоящее время мы бросились в другую крайность — вся информация, кроме библиотечного обслуживания, предоставляется на платной основе. Сложилась порочная ситуация с получением информации из государственных ресурсов, например из баз данных научно-технической информации. Пользователь уже оплатил из своих налогов содержание соответствующей государственной структуры, но, обратившись туда с запросом, заплатит вторично в соответствии с Положением о системе научно-технической информации, утвержденным Правительством РФ. Высокая стоимость деловой информации ограничивает к ней доступ в первую очередь предприятий среднего и малого бизнеса.