Глава 3. Лабораторная работа "Электронная коммерция: галопом по европам"

Содержание

3.1. Business-to-Business: B2B-портал
3.2. Business-to-Consumer: Электронныймагазин
3.3. Consumer-to-Consumer: Аукционы
3.4. Классификация бизнес-сайтов

Под электронной коммерцией подразумевается продажа товаров, при которой как минимум организация спроса на товары осуществляется через Интернет. При этом расчеты за покупку могут совершаться даже наличными.

Рынок электронной коммерции в зависимости от того, кем является покупатель и продавец, делят на секторы:

  1. Business-to-Business (покупатель и продавец являются юридическими лицами) - наиболее крупный сектор, занимающий около 80% всего рынка.

  2. Business-to-Consumer (покупателем является физическое лицо) - на этот сектор приходится практически вся оставшаяся часть рынка электронной коммерции.

  3. Consumer-to-Consumer (покупателем и продавцом являются физические лица, например - аукционы).

  4. Business-within-Business (роль покупателя и продавца играют различные подразделения одной и той же компании).

  5. Business-to-Government (выполнение заказов для правительственных учреждений).

3.1. Business-to-Business: B2B-портал

Корпоративные закупочные и сбытовые площадки (B2B-порталы) создаются одним или несколькими покупателями или продавцами и призваны перевести в Интернет связи с существующими партнерами компании. Как правило, такие площадки тесно интегрированы с внутренними бизнес-процессами предприятий и позволяют автоматизировать процесс обмена информацией с контрагентами, снизить стоимость и сократить время сбыта и закупок продукции.

Пример закупочной площадки - сеть розничной торговли "Пятерочка" az.e5.ru. При существующей инфраструктуре сети, которая включает в себя 84 магазина, и ассортименте в 4 тыс. товарных позиций такая площадка позволит значительно упростить работу закупочных подразделений и перенести часть своей работы на сбытовые подразделения компаний-поставщиков.

Многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки создаются третьими сторонами - технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентствами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами рынка.

Представителями многоотраслевых площадок являются iTenders.ru (услуги по проведению тендеров), региональная сибирская площадка Sibtorg.ru, площадка банка Менатеп СПб http://menetepsbp.com.

К отраслевым площадкам относятся Chimforum.ru (химическая отрасль), Lesprom.ru (лесная), Conditer.ru (кондитерский рынок), Stroyteh.ru (дорожно-строительная техника), Medprom.ru (медицинское оборудование), Russiatele.com (телекоммуникационное), MtsZerno.ru (зерновой рынок), Platts.ru (нефтепродукты, нефть, газ), Cislink.ru (продукты питания), eMatrix.ru (для участников ИТ-рынка).

1. Зайдите на B2B-портал: запустите браузер, введите URL http://www.mtszerno.ru.

2. Просмотрите заявки на зерно: на главной странице выберите Просмотр заявок.

Стандартным сервисом площадок является предоставление клиентам возможности размещения заявок на покупку/продажу какой-либо продукции. На большинстве площадок эта услуга является бесплатной, тем не менее, уже появляются площадки, практикующие взимание абонентской платы со своих клиентов.

Площадка Gvozdik.ru, предоставила своим клиентам возможность автоматического импорта каталога товарных позиций и цен прямо из системы "1С: Торговля и склад". Это стало возможным благодаря использованию стандарта обмена коммерческой информацией в формате XML (CommerceML). CommerceML позволяет также вести обмен коммерческими предложениями и документами.

Пользователи же площадки "Зерно Он - Лайн" за дополнительную плату могут подключиться к системе слежения за вагонами. Система позволяет производить отслеживание продвижения вагона в пути от станции отправки до станции назначения с предоставлением информации о дислокации вагона два раза в день. Таким образом, грузополучатель может отслеживать и контролировать график и осуществление поставок грузоотправителем. Можно также осуществить поиск вагонов, не прибывших вовремя на станцию назначения, а также установить местонахождение отправленного груза.

Удобный сервис прямого маркетинга предоставляет своим клиентам Medprom.ru - возможности email-рассылок по адресным выборкам и возможность формирования файлов почтовых этикеток для почтовых рассылок (в базе Medprom.ru около 34000 медучреждений и более 3000 специалистов).