Базисные условия поставок представляют собой совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В течение длительной международной торговой практики сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формирует торговые обычаи.
Для избежания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название ИНКОТЕРМС. Новейшая редакция сборника принята Международной торговой палатой в 1990 г.
В базисных условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации (Приложения, табл. 1).
Базисные условия определяют и другие обязанности продавцов и покупателей, а именно:
- кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;
- обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;
- обязанности сторон по страхованию грузов;
- обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;
- место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товаров.
В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детального рассмотрения взаимных обязательств продавцов и покупателей, вытекающих из базисных условий поставок. Для этого необходимо пользоваться сборником толкований торговых обычаев ИНКОТЕРМС-90 (Приложения, табл. 1).
По новой классификации ИНКОТЕРМС-90 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.
Первая группа ("Е") имеет одно условие – "франко-завод", которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара для покупателя в месте нахождения продавца (Приложения, табл. 1).
Во вторую группу ("F") включены условия, требующие от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, "франко-перевозчик").
В третьей группе ("С") объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара, или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара ("Стоимость и фрахт", "Стоимость, страхование и фрахт", "Перевозка оплачена до", "Перевозка и страхование оплачены до").
Четвертая группа ("D") включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения – "Поставлено на границу", "Поставлено франко-судно", "Поставлено Франко-причал", "Поставлено, пошлина не оплачена", "Поставлено, пошлина оплачена".
Для детального ознакомления с обязанностями продавцов и покупателей по каждому типу базисных условий, с порядком номинирования места и времени подачи транспортных средств под погрузку проданного товара и другими транспортными условиями договоров купли-продажи необходимо обращаться к изданию ИНКОТЕРМС.
Весьма важным исходным моментом в исполнении базисных условий ИНКОТЕРМС является четкость в определении момента поставки товара. Поставка перевозчику считается законченной при достижении следующих обстоятельств:
- при перевозке по железной дороге - если количество товара является достаточным для полной загрузки вагона или контейнера, то продавец обязан загрузить вагон или контейнер.
Поставка считается завершенной, когда загруженный вагон или контейнер принимается железной дорогой. Если вагон или контейнер загружен частично, то поставка считается завершенной, когда продавец передал товар на железнодорожном приемном пункте;
- при перевозке автотранспортом – если погрузка происходит на предприятии продавца, поставка считается завершенной, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное покупателем. Если товар доставляется на предприятие перевозчика, то поставка считается завершенной после передачи товара перевозчику;
- при перевозке по внутреннему водному пути - когда погрузка осуществляется на предприятии продавца, поставка считается завершенной после передачи товара перевозчику;
- при перевозке морским транспортом - если товара достаточно для полной контейнерной загрузки, поставка считается завершенной, когда загруженный контейнер принят морским перевозчиком. Если товара недостаточно для полной загрузки контейнера или его не нужно в нем перевозить, то продавец должен поставить товар на транспортный терминал. Поставка считается завершенной после передачи товара морскому перевозчику;
- при перевозке воздушным транспортом поставка считается завершенной, когда товар передан воздушному перевозчику;
- если вид транспорта не указан, поставка считается завершенной, когда товар передан перевозчику;
- при комбинированной перевозке поставка считается завершенной, когда товар передан, как указано в пунктах от а) до е) в зависимости от обстоятельств.
Обязательным действием при исполнении условий поставки является своевременное уведомление продавцом покупателя о поставке товара перевозчику, вдоль борта, на борт судна или отправке в указанное место.
При исполнении всех условий ИНКОТЕРМС, кроме "Франко-завод", от продавца требуется осуществление доказательства поставки предоставлением покупателю за свой счет необходимых документов, доказывающих поставку товаров. К таким документам обычно относятся оборотный коносамент; необоротная морская накладная, речной транспортный документ, авиагрузовая накладная, автомобильная транспортная накладная или комплексный транспортный документ. В зависимости от конкретного базисного условия используется тот или иной набор перечисленных выше документов.
Обязанности покупателя по проверке, упаковке и маркировке заключаются в оплате, если не оговорено иное, расходов по пред отгрузочной проверке, за исключением тех случаев, когда такая проверка затребована властями страны экспорта.
"Франко-завод (...место указано)". Это условие формирует у продавца следующие обязанности:
- поставка товара покупателю в срок и место, обозначенное в контракте, или в обычное для поставки место;
- содействие покупателю в получении экспортной лицензии;
- нести расходы, все риски гибели или повреждения товара до передачи товара в распоряжение покупателя;
- своевременное уведомление покупателя о времени и месте предоставления товара покупателю;
- в случае просьбы покупателя оказание ему содействия за его риск и счет в получении документов или эквивалентных электронных сообщений, выдаваемых в стране поставки.
Покупатель при этом условии имеет такие обязанности:
- прием товара;
- получение на свой риск и за свой счет экспортной и импортной лицензии;
- выполнение всех таможенных формальностей по вывозу и ввозу товаров, или для транзитной перевозки;
- несение всех рисков гибели или повреждения товара с момента получения его в свое распоряжение;
- оплата пошлин, налогов, других официальных сборов;
- возмещение всех расходов и сборов, понесенных при оказании помощи в получении экспортной лицензии, других документов или эквивалентных электронных сообщений.
"Франко-перевозчик (...место указано)". Исполняя данное условие, продавец обязан:
- поставить товар на хранение перевозчику или другому лицу, указанному покупателем или выбранному им самим (если этот случай оговорен в контракте) в срок поставки;
- получить за свой счет экспортную лицензию и выполнить таможенные формальности по вывозу товара;
- нести все расходы и риски гибели или повреждения товара до момента поставки;
- своевременно уведомить покупателя о поставке товара на хранение перевозчику;
- предоставить покупателю за свой счет документ, доказывающий поставку товаров, при наличии электронной связи обычный документ может быть заменен электронным сообщением.
От покупателя это базисное условие требует исполнения таких обязанностей:
- приемка поставленных товаров;
- получение на свой риск и за свой счет импортной лицензии по ввозу товаров или для транзитной перевозки;
- заключение договора перевозки товара;
- несение всех рисков гибели при повреждении товара с момента поставки товара;
- оплата всех таможенных пошлин, налогов и других официальных сборов;
- уведомление продавца о наименовании перевозчика, виде транспорта, дате, сроке и пункте поставки товара;
- оплата всех расходов и сборов, возникших при получении документов или эквивалентных электронных сообщений.
"ФАС, Франко вдоль борта судна (...порт отгрузки указан)". Продавец обязан:
- поставить товар вдоль борта (на причале или на лихтерах) указанного судна в указанном покупателем месте погрузки в установленную дату или срок и способом, принятым в данном порту;
- по просьбе покупателя оказать ему на его риск и за его счет содействие в получении экспортной лицензии;
- нести все расходы и риски гибели или повреждения товара до момента поставки;
- незамедлительно известить покупателя о поставке товара вдоль борта указанного судна.
Покупатель обязан:
- заблаговременно уведомить продавца о названии судна, месте и времени поставки;
- принять поставку товара;
- получить на свой риск и за свой счет договор перевозки товара из указанного порта отгрузки;
- нести все расходы и риски гибели или повреждения товара с момента его поставки;
- оплатить все расходы и сборы, возникшие при получении документов или эквивалентных электронных сообщений при помощи продавца;
- оплатить все пошлины, налоги и другие официальные сборы, а также нести расходы по выполнению таможенных формальностей, связанных с экспортом, импортом и транзитом товаров.
"ФОБ, Франко-борт (...порт отгрузки указан)". Для исполнения этого условия поставщик обязан:
- поставить товар на борт указанного покупателем судна в названном им порту и месте отгрузки в установленный срок и способом, принятым в данном порту;
- получить экспортную лицензию и выполнить таможенные формальности для вывоза товара;
- нести все расходы и риски гибели или повреждения товара до момента перехода товара через поручни судна;
- уведомить покупателя о поставке товара на борт судна;
- за свой счет предоставить покупателю обычный документ, доказывающий поставку, или эквивалентное ему электронное сообщение;
- оказать покупателю по его просьбе на его риск и за его счет полное содействие в получении документов.
Обязанности покупателя формулируются следующим образом при исполнении условия ФОБ:
- заблаговременно уведомить продавца о названии судна, пункте погрузки и времени поставки;
- принять поставку товара;
- получить на свой риск и за свой счет импортную лицензию;
- несение всех расходов, рисков гибели или повреждения товара с момента его фактического перехода через поручни судна;
- несение всех дополнительных расходов, возникших из-за нарушения процесса и графика загрузки товара;
- оплата всех пошлин, налогов и других официальных сборов, расходов по выполнению таможенных формальностей, связанных с импортом товаров или транзитом через третьи страны;
- оплата расходов по пред отгрузочной проверке, за исключением проверки, затребованной властями страны экспорта;
- оплата всех расходов и сборов, возникших при получении документов или эквивалентных электронных сообщений при помощи продавца.
Условие "Франко-завод" означает, что обязательство экспортера по поставке считается выполненным после того, как он передал импортеру товар на складе, фабрике, заводе и т.п. Экспортер не занимается погрузкой товара или очисткой его от пошлины на экспорт.
Импортер несет все расходы и риски при перевозке товара от экспортера. Но в связи со складывающейся конъюнктурой рынка и трудностями для импортера по исполнению экспортных формальностей экспортер довольно часто берет на себя дополнительные обязанности, которые реализуются с помощью трех условий группы F ИНКОТЕРМС: "Франко-перевозчик", "Франко вдоль борта судна", "Франко-борт".
По F-условиям продавец (импортер) выполняет свои обязательства после передачи товара перевозчику, действуя согласно инструкции покупателя. Как правило, при этих условиях покупатель должен сам выбрать перевозчика и, заключив с ним договор, передать инструкции продавцу о времени, месте и порядке передачи закупленного товара. Для F-условий термин "перевозчик" имеет отношение как к предприятиям, фирмам, выполняющим перевозку грузов, так и к тем, которые обеспечивают осуществление транспортных операций. Эти предприятия, фирмы являются экспедиторскими. Самое универсальное из F-условий - "Франко-перевозчик", так как оно применяется на нескольких видах транспорта.
"Стоимость и фрахт (...порт назначения указан)". Выполняя это условие, поставщик обязан:
- поставить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный срок;
- получить за свой счет экспортную лицензию и выполнить все таможенные формальности по вывозу товара;
- заключить за свой счет договор перевозки товара до указанного порта назначения по обычно принятому направлению на морском судне такого типа, который обычно используют для перевозки подобного рода товаров;
- нести вес риски гибели или повреждения товара до момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки;
- нести все расходы по товару до поставки его в соответствии с пунктом "Поставка товара", по фрахту и все другие расходы по оформлению таможенных формальностей, пошлин, налогов и других сборов по вывозу товара;
- своевременно уведомить покупателя о поставке товара на борт судна;
- за свой счет предоставить покупателю транспортный документ, выписанный на согласованный порт назначения;
- предоставить покупателю по его просьбе необходимую информацию по поводу получения страховки.
От покупателя требуется исполнение таких обязанностей:
- при сохранении контрактом права определения времени отгрузки товара и порта назначения своевременное уведомление об этом продавца;
- принятие поставки товара и получение его от перевозчика в порту назначения;
- несение расходов и рисков гибели или повреждения товара с момента перехода им через поручни судна в порту отгрузки;
- получение импортной лицензии;
- оплата таможенных пошлин, налогов, сборов и расходов по выполнению таможенных формальностей импортируемого товара или перевозимого транзитом;
- оплата расходов по предотгрузочной проверке;
- оплата всех расходов и сборов продавцу в случае оказания им помощи покупателю при оформлении документов.
"СИФ, стоимость, страхование и фрахт (...порт назначения указан)". К основным обязанностям продавца относятся следующие:
- поставка товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок; получение экспортной лицензии;
- заключение на обычных условиях договора перевозки до порта назначения;
- страхование груза;
- несение всех рисков гибели или повреждения товара до момента его перехода через поручни судна;
- несение расходов по товару до момента поставки, расходов по фрахту, погрузке на борт, сборы по разгрузке;
- оплата расходов на таможенные формальности по вывозу, таможенных пошлин, налогов, других сборов, взимаемых при экспорте;
- уведомление покупателя о поставке товара на борт судна;
- оказание помощи покупателю в случае его просьбы в получении документов.
При выполнении условий СИФ покупатель обязан:
- принять поставку товара и получить его от перевозчика в указанном порту назначения;
- получить импортную лицензию и выполнить таможенные формальности по ввозу товара или при транзите;
- нести все риски гибели или повреждения товара с момента его перехода через поручни судна в порту отгрузки;
- оплатить все расходы и сборы, понесенные продавцом при оказании помощи при получении документов;
- предоставить продавцу по его просьбе информацию для получения страховки.
"Перевозка оплачена до (...место назначения указано)". Для выполнения этого условия продавец обязан:
- поставить товар на хранение перевозчику в установленный срок;
- получить экспортную лицензию;
- заключить на обычных условиях договор перевозки;
- нести все риски гибели или повреждения товара до момента выполнения пункта "Поставка товара";
- нести расходы по фрахту, погрузке, оплачивать сборы по разгрузке в месте назначения;
- оплатить таможенные пошлины, налоги, сборы, взимаемые при вывозе;
- по просьбе покупателя оказывать содействие в получении документов и предоставлять информацию по поводу получения страховки.
Покупатель обязан:
- принять поставку товара и получить его от перевозчика в месте назначения;
- получить импортную лицензию, выполнить и оплатить все таможенные формальности по ввозу товара или при оформлении транзита;
- нести расходы, риски гибели или повреждения товара с момента его поставки;
- оплатить расходы и сборы по оплате процедур получения документов продавцом.
"Перевозка и страхование оплачены до (...место назначения указано)". Основные обязанности продавца при этом условии такие:
- поставка товара перевозчику в указанное место и согласованное время;
- получение экспортной лицензии;
- заключение на обычных условиях договора перевозки товара до согласованного пункта;
- страхование груза;
- несение расходов и рисков гибели или повреждения товара до момента его поставки;
- несение расходов по фрахту, погрузке товара и разгрузке в пункте назначения;
- уведомление покупателя о поставке товара;
- по просьбе покупателя оказание содействия в получении документов.
Выполняя данное условие, покупатель обязан производить следующие действия:
- принять поставку товара и получить его от перевозчика;
- получить импортную лицензию, выполнить и оплатить все таможенные формальности и сборы по импорту товара или транзиту;
- предоставить продавцу информацию по поводу получения страховки;
- нести все расходы и риски гибели или повреждения товара с момента поставки товара;
- оплатить все расходы и сборы на получение документов продавцом в порядке помощи.
В соответствии с С-условиями продавец должен заключить договор перевозки за свой счет. В контракте обязательно следует указать место, до которого оплачивается перевозка (например, "СИФ Николаев"). По условиям "Стоимость, страхование, фрахт" и "Перевозка и страхование оплачены до" продавец обязан застраховать товар на время перевозки до места назначения и оплатить страховку.
Контракты, заключенные на С - условиях, принято относить к категории "отгрузочных контрактов". При этом продавец должен оплатить обычные транспортные расходы, необходимые для доставки товара в место назначения. При заключении контракта на С-условиях стороны могут договориться, что продавец получит платежи по документарному, аккредитиву после предоставления в банк оговоренных в контракте документов. Если доставка товара требует перегрузок в промежуточных пунктах, то продавец обычно заключает несколько договоров перевозки, оплатив всю стоимость доставки до места назначения с перегрузками в пути.
"Поставлено на границу (...место указано)". Продавец обязан:
- поставить товар в распоряжение покупателя в указанном месте и в срок на границу;
- получить экспортную лицензию, выполнить и оплатить все таможенные формальности, необходимые для экспорта товара в указанное место поставки на границе, а также все таможенные пошлины в случае необходимости для его перевозки через третьи страны перед поставкой;
- заключить договор перевозки товара к указанному месту поставки на границе (включая и транзит в случае необходимости);
- нести все расходы и риски гибели или повреждения товара до момента поставки его;
- по просьбе покупателя оказывать содействие в получении любых документов и предоставлять ему информацию по поводу получения страховки.
Для выполнения данного условия от покупателя требуется:
- предоставить продавцу в случае необходимости за свой счет валютное разрешение, пропуск, другие документы с целью получения сквозного транспортного документа;
- принять поставку товара;
- получить импортную лицензию;
- выполнить и оплатить все таможенные формальности в указанном пункте поставки на границе для ввоза товара, а в случае необходимости - для его дальнейшей перевозки;
- нести все расходы и сборы по получению документов продавцом.
"Поставлено франко-судно (...порт назначения указан)". К основным обязанностям продавца относятся:
- поставка товара в распоряжение покупателя на борту судна не очищенным от пошлины на импорт в указанном порту назначения в намеченный срок;
- получение экспортной лицензии за свой счет, выполнение и оплата таможенных формальностей по вывозу товара, а в случае необходимости и оплата транзита;
- заключение за свой счет договора перевозки до указанного пункта в согласованном порту назначения, несение расходов, рисков гибели или повреждения товара до момента его поставки;
- заблаговременное уведомление покупателя об ожидаемом времени прибытия указанного судна с товаром;
- содействие покупателю в получении любых документов и информации по поводу получения страховки.
Реализуя данное условие, покупатель обязан:
- принять поставку товара;
- получить импортную лицензию для ввоза товара, выполнить и оплатить все таможенные формальности;
- нести расходы, риски гибели или повреждения товара с момента перехода товара в его распоряжение;
- оплатить расходы на получение для него документов продавцом.
"Поставлено Франко-причал (пошлина оплачена) (...порт назначения указан)". Продавец обязан:
- поставить товар в распоряжение покупателя на причале или товарной пристани в указанном порту назначения в установленный срок;
- получить экспортную и импортную лицензии, выполнить и оплатить все таможенные формальности для вывоза, ввоза и, в случае необходимости, транзита товара;
- заключить договор перевозки;
- нести все расходы, риски гибели или повреждения товара до момента поставки товара;
- заблаговременно уведомить покупателя о времени прибытия указанного судна;
- нести все расходы по получению документов при помощи покупателя;
- предоставить покупателю по его просьбе информацию по поводу получения страховки.
Обязанности покупателя при этом условии сформулированы следующим образом:
- приемка поставленных товаров;
- оказание помощи продавцу в получении импортной лицензии за его счет;
- несение расходов, рисков гибели или повреждения товара с момента предоставления товара в распоряжение покупателя;
- оказание по просьбе продавца и за его счет содействия в получении любых документов.
"Поставлено, пошлина не оплачена (...место назначения указано)". Основные обязанности продавца:
- поставка товара в распоряжение покупателя в оговоренный срок;
- получение экспортной лицензии, выполнение и оплата таможенных формальностей по вывозу и, в случае необходимости, транзиту товара;
- заключение договора перевозки до согласованного пункта в указанном месте назначения;
- несение расходов, рисков гибели или повреждения товара до момента его поставки;
- предоставление по просьбе покупателя и за его счет помощи в получении документов и информации для страхования.
Для исполнения этого условия покупатель обязан:
- принять поставку товара;
- получить импортную лицензию, выполнить и оплатить все таможенные формальности для ввоза товара;
- нести все расходы, риски гибели или повреждения товара с момента предоставления его продавцом;
- оплатить все расходы, связанные с получением документов, полученных при содействии продавца.
"Поставлено, пошлина оплачена (...место назначения указано)". Продавец обязан:
- поставить товар в распоряжение покупателя в указанный срок;
- получить за свой счет экспортную и импортную лицензии, выполнить все таможенные формальности по вывозу, ввозу и, в случае необходимости, транзиту товаров;
- заключить договор перевозки;
- нести все расходы, риски гибели или повреждения товара до момента поставки товара покупателю;
- оплатить расходы, связанные с получением документов, полученных при помощи покупателя.
Выполняя это условие, покупатель обязан:
- принять поставку товара;
- предоставить продавцу оплату расходов за его содействие в получении импортной лицензии и любых документов;
- нести все расходы, риски гибели или повреждения товара с момента, когда он был предоставлен в его распоряжение.
D-условия самые удобные для покупателя, так как в обязанности продавца (экспортера) входит доставка товара в указанный пункт назначения. И при этом продавец несет все риски и расходы по доставке товара. Контракты с D-условиями обычно относят к группе доставочных контрактов, в то время как контракты на С-условиях называют отгрузочными.
Условие "Поставлено на границу" часто применяется при доставке товара по железной дороге. Как правило, от железнодорожного перевозчика получают транзитные транспортные документы на весь путь следования товара до пункта назначения. Следует напомнить, что продавец обязан помогать покупателю в получении транзитных документов, но за счет покупателя. А также все расходы по страхованию товара после поставки на границу несет покупатель.
Условие "Поставлено, пошлина не оплачена" появилось впервые в правилах ИНКОТЕРМС-90. Основой этому нововведению послужила торговая практика в странах Европейского Сообщества, позволяющая без особого труда очистить товар для импорта покупателем.
Приведенные базисы поставок имеют множество модификаций, используемых в одних случаях продавцами, в других - покупателями для наиболее выгодного отражения в свою пользу транспортного фактора в договорах купли-продажи.
Наиболее естественным решением вопросов таможенной очистки является ее осуществление обоими контрагентами - каждым в своей стране. Продавец (экспортер) должен очистить товар для экспорта, а покупатель (импортер) – для импорта.
Но в соответствии с некоторыми условиями ИНКОТЕРМС продавец может принять на себя обязательства по очистке товаров для импорта в стране покупателя (условие "Поставлено франко-причал" и "Поставлено, пошлина оплачена"). А по условиям "Франко-завод", "Франко вдоль борта судна" покупатель очищает товар для экспорта в стране продавца. При этом продавец и покупатель несут все риски, связанные с запретом на импорт или экспорт. Поэтому они должны быть уверены, что произведенная ими таможенная очистка допускается властями страны, по отношению к которой они являются нерезидентами.
Проблемы также могут возникнуть и в случае, когда продавец принимает на себя обязательства доставить товар в страну покупателя. В связи с этим продавцам рекомендуется воздерживаться от экспорта на таких условиях в страны, которые могут задержать или помешать своевременному выполнению таможенных формальностей по импорту. В ряде стран для зарубежных компаний бывает затруднительно получить не только импортную лицензию, но и произвести оплату пошлин. Очевидно, что в этих случаях продавцам следует заключать контракты на условии "Поставлено, пошлина не оплачена".
Вполне возможна ситуация, когда продавец согласен поставить товар покупателю на условиях "Поставлено Франко-причал" или "Поставлено, пошлина оплачена", но без принятия на себя обязательств полностью или частично по оплате таможенных пошлин, налогов и других официальных сборов по импорту товаров.
Возможен также вариант, когда покупатель готов забрать товар на складе продавца по условию "Франко-завод" или получить товар на судне по условию "Франко вдоль борта судна", однако при этом очистку товара для экспорта он передает продавцу.
Представляет практический интерес случай, когда продавец согласен поставить покупателю товар в страну импорта и готов выполнить таможенные формальности по импорту, но без уплаты таможенной пошлины. В этом случае следует использовать условие "Поставлено, пошлина не оплачена" с добавлением слов "очищено для импорта".
Возможно использовать добавления, изменяющие обязанности сторон по таможенной очистке и для других D-условий. Например, "Поставлено, пошлина оплачена, налог на добавленную стоимость и другие налоги не оплачены (...место назначения указано)". В этом случае продавец поставляет товар покупателю в страну импорта, получает импортную лицензию и оплачивает таможенную пошлину. Покупатель оплачивает налог на добавленную стоимость и другие налоги.
Таким образом, правила ИНКОТЕРМС-90 дают возможность контрагентам решать вопросы таможенной очистки товаров.
Международной торговой палатой опубликовано несколько редакций ИНКОТЕРМС. Каждая из них отражает определенный этап в развитии организации и техники международных торговых сделок, вызванный необходимостью адекватного регулирования постоянно усложняющегося коммерческого, финансового и технического содержания торговых операций.
Сборник ИНКОТЕРМС представляет собой наиболее авторитетный в деловом мире источник толкования международных торговых терминов. Но необходимо иметь в виду, что только в том случае, когда стороны в своем контракте прямо сослались на применение ИНКОТЕРМС, будет исключена вероятность неоднозначного толкования используемого в контракте торгового термина.
Особенностью редакции ИНКОТЕРМС-90, например, является отличающаяся от предыдущих форма изложения содержания входящих в него условий поставок: они указываются в порядке, позволяющем продавцу и покупателю соблюдать рациональную последовательность в определении взаимных обязательств.
Содержание всех базисных условий было адаптировано к возможности использования получивших в последнее время распространение в международной практике способов передачи информации с помощью ЭВМ.
Включение положений, связанных с использованием ЭВМ для передачи соответствующей информации (например, об отгрузке товаров), означает правомочность такой информации аналогично письменному документу. Таким образом, вносится вклад в развитие прогрессивной "безбумажной" технологии осуществления коммерческих операций.
С учетом изменения в технике транспортных операций в сборнике ИHKOTEPMC-90 были объединены и переформулированы по сравнению со сборником ИНКОТЕРМС-80 некоторые базисные условия. В первую очередь это связано с постоянно возрастающим использованием контейнерных перевозок, смешанных перевозок. Введенное в ИНКОТЕРМС-90 базисных условий "франко-перевозчик (место указано)" теперь приспособлено к поставкам товаров с использованием любого вида транспорта, независимо от способов перевозки или их сочетания. В этой связи из новой редакции исключены условия, которые были связаны с определенным видом транспорта ("франко ж.-д. вагон" и "ФОБ аэропорт").
Базисные условия, включаемые в контракт, направлены на урегулирование многих вопросов взаимоотношений между сторонами сделки, на содержание которых вместе с тем влияют и сложившиеся в определенной отрасли торговли обычаи, а также торговые обыкновения или практика, установившаяся между контрагентами. Не во всех случаях содержание этих элементов может пониматься контрагентами одинаково. Поэтому во избежание последующих разногласий в толковании взаимных обязательств, если контрагенты имеют в виду применение определенного обычая или обыкновения к своей сделке, им следует точно отразить это в договоре. В этом случае эта трактовка взаимных обязательств будет превалировать над той, которая вытекает из применения согласованного базисного условия в соответствующей его части.
Важнейшими решаемыми ИНКОТЕРМС вопросами являются такие, которые определяют момент перехода риска случайной гибели или порчи товара, а также распределение расходов, связанных с поставкой товара. Как правило, риск и расходы переходят с продавца на покупателя, когда продавец выполнил свое обязательство поставить товар.
С целью лишения покупателя возможности задержать момент перехода на него риска и расходов, связанных с товаром, все базисные условия определяют, что этот момент может наступить и до осуществления поставки, если покупатель не принимает товар согласно контракту или не сообщает соответствующих инструкций продавцу, необходимых для исполнения его обязанностей по договору, например, относительно времени и места отгрузки товара.
При составлении и заключении торговых сделок необходимо с максимальной тщательностью определять соответствующие положения контрактов. Это особенно важно, когда на основе отсылки в договор вводится то или иное условие. Для этого следует предварительно изучить полное содержание конкретного базисного условия поставки товаров и иметь точную ссылку на источник его толкования.
|