Почвоведение

электронный учебно-методический комплекс

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент кадровой политики и образования
Красноярский государственный аграрный университет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Почвоведение

для специальности 20.03.02
Природообустройство и водопользование
факультет Институт агроэкологических технологий
кафедра Почвоведения и агрохимии
курс 1-й семестр 2-й
Красноярск – 2016 г.


Рабочая программа в соответствии с ФГОС ВО по направлению 20.03.02 - Природообустройство и водопользование и примерной учебной программой по дисциплине Почвоведение, рекомендованной УМО в области природообустройства и водопользования длЯ направления подготовки 20.03.02 - Природообустройство и водопользование (бакалавриат)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры почвоведения и агрохимии, протокол № 1 2016 г.

Составитель программы Белоусов А. А.

Заведующий кафедрой Чупрова В. В.


Одобрена методической комиссией Института агроэкологического менеджмента Протокол № 1 2015/2016 уч. год

Председатель Коротченко И.С.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

4.2. Лекционный курс

4.3. Практические, семинарские занятия

4.5. Самостоятельная работа студентов

5. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

а) цель преподавания дисциплины:

заинтересовать студентов наукой почвоведение, методами ее изучения; показать особенности почвы как природного тела; научить грамотно оценивать качество почв для определения их цены в системе городского и земельного кадастра.

б) задачи изучения дисциплины:

студентам необходимо:

  1. научиться читать и думать критически;
  2. уметь диагностировать почвы по морфологическим признакам и условиям почвообразования;
  3. научиться использовать знания о свойствах почв для оценки их плодородия, цены и путях рационального использования;
  4. уметь донести знания о почве до участника производственного процесса;
  5. научиться грамотно работать с почвенными картами и картограммами;
  6. учиться выстраивать коммуникации в сообществе коллег;
  7. в) перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

    Наименование
    дисциплины
    Тема Основные темы
    изучаемой дисциплины
    Математика основы алгебры, геометрии расчет основных статистических показателей, бонитировка почв
    Биология основы ботаники, с.-х. микробиология органическое вещество почвы, генезис почв
    Экология агроэкология деградация почв, функции почв
    Химия аналитическая химия, качественный и количественный анализ понятие о почве, генезис почв, гумус, поглотительная способность почв
    Физика законы термодинамики, молекулярно-кинетическая теория морфология почв, физика почв, водные свойства почв
    Земледелие система земледелия агротехнические мероприятия, направленные на сохранение почвенного плодородия
    Агрометеорология почвенная климатология, гидротермический анализ исследуемой территории генезис почв, проявление почвенных свойств в различных гидротермических условиях
    Физиология растений фотосинтез, дыхание морфология почв, генезис почв

    3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
    И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

    Виды учебной работы Трудоемкость
    зач.ед час 1-й семестр 2-й семестр
    Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108 - 108
    Аудиторные занятия 1,5 54 - 54
    Лекции 0,5 18 - 18
    Практические занятия -
    Семинары - - -
    Лабораторные занятия 1 36 - 36
    Самостоятельная работа 1,5 54 - 54
    Курсовой проект (работа) - - -
    Расчетно-графические работы - - - -
    Реферат -
    Контрольные работы -
    Вид итогового контроля
    (зачет, экзамен)
    зачет зачет

    4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    4.1. Структура дисциплины

    Модульный план.

    Указывается количество часов на изучение тем при дневной форме обучения, через черту дроби – при заочной форме обучения. Использованные обозначения: Л – лекции, П – практические (семинарские) или лабораторные занятия, С – самостоятельная работа студентов; Литература – рекомендуемая литература (номер источника в соответствии с прилагаемым списком)

    Примечание: В таблице названия разделов указываются в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО.

    Раздел
    дисциплины
    Всего
    часов
    В том числе Формы контроля
    Л П С
    МОДУЛЬ 1. Почва, ее строение и функции 18 6 - 12 конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, тестовый контроль
    МОДУЛЬ 2. Свойства почв 18 6 - 12 конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, контрольные работы по диагностике почвенных монолитов, тестовый контроль
    МОДУЛЬ 3. Почвы и их плодородие 18 6 - 12 конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, контрольные работы по диагностическим карточкам, тестовый контроль
    ИТОГО: 54 18 - 36

    4.2. Лекционный курс.

    Раздел
    дисциплины
    Всего
    часов
    В том числе Формы контроля
    Л П С
    МОДУЛЬ 1. Почва, ее строение и свойства 18 6 12 18
    1.1. Предмет и задачи почвоведения, его место в системе наук о Земле - - - - 1.(с.242-259), 2.(с.133-173)
    1.2. Факторы почвообразования - - - -
    1.3. Общая схема почвообразовательного процесса. Формирование почвенного профиля - - - -
    МОДУЛЬ 2. Свойства почв 18 6 12 18
    Тема 2.1. Фазовый, минералогический, гранулометрический и химический состав почвы - - - - 5.(с.13-23), 6.(с.42-45)
    Тема 2.2. Источники органического вещества и их характеристика. Кислотность, щелочность и буферность почв - - - - 1.(с.29-49), 4.(с.6-92)
    Тема 2.3. Поглотительная способность почв 18 4 6 8 9.(с.15-24), 13.(с.87-200)
    МОДУЛЬ 3.Почвы и их плодородие 18 6 12 18
    Тема 3.1. Плодородие почв: понятие и категории 4 2 - 2 8(с.19-123), 9.(с.242-245)
    Тема 3.2. Понятие о деградации и ее виды. Факторы и причины деградации почв 11 4 4 3 3.(с.129-149), 4.(с.6-92)
    Тема 3.3. Мелиорация и рекультивация почв, как основные приемы повышения почвенного плодородия 9 2 4 3 9.(15-24), 12.(с.187-200)

    4.3. Практические, семинарские занятия

    Тема
    Дисциплинарный модуль 1. Почва, ее строение и свойства
    Практическое занятие №1. Понятие о гранулометрическом составе почв
    Практическое занятие №2. Понятие о морфологических признаках почв
    Практическое занятие №3. Диагностика почв на монолитах
    Дисциплинарный модуль 2. Свойства почв
    Практическое занятие №4. Органическое вещество почв и способы его воспроизводства
    Практическое занятие №5. Состав обменных катионов, показатели катионной емкости. Решение задач по кислотности и щелочности
    Практическое занятие №6. Основные диагностические признаки почв, диагностика по данным химического анализа
    Дисциплинарный модуль 3. Почвы и их плодородие
    Практическое занятие №7. Физическая и химическая деградация. Решение задач
    Практическое занятие №8. Бонитировка почв и качественная оценка земельных ресурсов
    Практическое занятие №9. Оценка почв различных хозяйств земледельческой части Красноярского края
    Практическое занятие №10. Плодородие почв земледельческой части Красноярского края и приемы его повышения


    5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Основная литература

    1. Александрова, Л.Н. Лабораторно-практические занятия по почвове-дению /Л.Н. Александрова, О.А. Найденова. - Л.: Колос, 1986. – 295 с.
    2. Борголов, А.Б. Курс геологии. Учебное пособие /А.Б. Борголов. - М.: Агропромиздат, 1989. - 216 с.
    3. Бугаков, П.С. Агрономическая характеристика почв земледельческой части Красноярского края: учеб. пособие / П.С. Бугаков, В.В. Чупрова. – Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 1995. – 176 с.
    4. Ганжара, Н.Ф. Практикум по почвоведению: учеб. Пособие для вузов / Н.Ф. ганжара, Б.А. Борисов, Р.ф. Байбеков; под ред. Н.Ф. Ганжары. – М.: Агроконсалт, 2002. – 280 с.
    5. Ковриго, В.П. / Почвоведение с основами геологии. / Ковриго В.П., Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. М.: Колос, 2000. – 415 с.
    6. Почвоведение / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. – М.: Высш. шк., 1988. – 368 с.
    7. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Агропромиздат, 1989. – 719 с.
    8. Почвоведение: история, социология, методология / Отв. Ред. В.Н. Ку-деяров, И.В. Иванов. – М.: Наука, 2005. – 422 с.
    9. Чупрова, В.В. Экологическое почвоведение: учеб. пособие / В.В. Чу-прова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2005. – 172 с.

    Дополнительная литература

    1. Александрова, Л.Н. Органическое вещество почвы и процессы его трансформации /Л.Н. Александрова. – Л.: Наука, 1980. -287 с.
    2. Безкоровайная, И.Н. Биологическая диагностика и индикация почв: Краткий курс лекций /И.Н. Безкоровайная. – Красноярск, 2001. – 43 с.
    3. Брицина, М.П. Рельеф и почвообразующие породы центральной час-ти Красноярского края // М.П. Брицина. - Природное районирование центральной части Красноярского края и некоторые вопросы пригород-ного хозяйства.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.- С. 27-46.
    4. Булгаков, Д.С. Агроэкологическая оценка пахотных почв / Д.С. Бул-гаков. – М.: 2002. – 252 с.
    5. Викторов, С.В., Введение в индикационную геоботанику / С.В.Викторов, Е.А. Востокова, Д.Д. Вышивкин – М.: Изд-во МГУ. – 1962.
    6. Викторов, С.В. Ландшафтная индикация /С.В. Викторов, А.Г. Чики-шен. - М.: Наука, 1985.
    7. Возможности современных и будущих фундаментальных исследо-ваний в почвоведении. – М.: ГЕОС, 2000. – 138 с.
    8. Гиляров, М.С. Зоологический метод диагностики почв /М.С. Гиля-ров. – М.: Наука, 1965
    9. Добровольский, Г.В. Функции почв в биосфере и экосистемах (эко-логическое значение почв) / Г.В. Добровольский, Е.Д. Никитин. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
    10. Ерохина, А.А. Почвы /А.А. Ерохина, М.В. Кириллов. - Средняя Си-бирь.- М., 1964.- с.226-276.
    11. Сергеев, В.Л. Островные лесостепи и подтайга Приенисейской Си-бири В.л. Сергеев. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во.- 1971.- 263 с.
    12. Ершов, Ю.И. Основы теории почвообразования /Ю.И. Ершов. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. -384 с.
    13. Жуков, М.М. Основы геологии / Жуков М.М., Славин В.И., Дунаева Н.Н. / М.: Госгеолтехиздат, 1961. – 626 с.
    14. Карпачевский, Л.О. Экологическое почвоведение / Л.О. Карпачев-ский. – М.: ГЕОС, 2005. – 336 с.
    15. Качинский, Н.А. / Физика почвы. / Качинский Н.А. М.: Высш. шк., 1970. Т. 1, 2. – 322 с.
    16. Кириллов, М.В. География почв Средней Сибири /М.В. Кириллов. - Учебное пособие для студентов-заочников.- Красноярск, 1963.- 74 с.
    17. Кирюшин, В.И. Экологические основы земледелия /В.И. Кирюшин. – М.: Колос, 1996. –367 с.
    18. Козловский, Ф.И. Теория и методы изучения почвенного покрова / Ф.И. Козловский. – М.: ГЕОС, 2003. – 536 с.
    19. Корсунов, В.М. Методология почвенных эколого-географических исследований и картографии почв / В.М. Корсунов, Е.Н. Красеха, Б.Б. Ральдин. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. – 232 с.
    20. Крупкин, П.И. Черноземы Красноярского края /П.И. Крупкин. – Красноярск: Изд-во КГУ, 2002. – 332 с.
    21. Роде, А.А. Основы учения о почвенной влаге /А.А. Роде. – Л.: Гид-рометеоиздат, 1965. – 663 с.
    22. Розанов, Б.Г. Генетическая морфология почв /Б.Г. Розанов. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 292 с.

© ФГОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения