Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент кадровой политики и образования
Красноярский государственный аграрный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Почвоведение
для специальности 20.03.02
Природообустройство и водопользование
факультет Институт агроэкологических технологий
кафедра Почвоведения и агрохимии
курс 1-й семестр 2-й
Красноярск 2016 г.
Рабочая программа в соответствии с ФГОС ВО по направлению 20.03.02 - Природообустройство и водопользование и примерной учебной программой по дисциплине Почвоведение, рекомендованной УМО в области природообустройства и водопользования длЯ направления подготовки 20.03.02 - Природообустройство и водопользование (бакалавриат)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры почвоведения и агрохимии, протокол № 1 2016 г.
Составитель программы Белоусов А. А.
Заведующий кафедрой Чупрова В. В.
Одобрена методической комиссией Института агроэкологического менеджмента Протокол № 1 2015/2016 уч. год
Председатель Коротченко И.С.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план
4.2. Лекционный курс
4.3. Практические, семинарские занятия
4.5. Самостоятельная работа студентов
5. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
а) цель преподавания дисциплины:
заинтересовать студентов наукой почвоведение, методами ее изучения; показать особенности почвы как природного тела; научить грамотно оценивать качество почв для определения их цены в системе городского и земельного кадастра.
б) задачи изучения дисциплины:
студентам необходимо:
- научиться читать и думать критически;
- уметь диагностировать почвы по морфологическим признакам и условиям почвообразования;
- научиться использовать знания о свойствах почв для оценки их плодородия, цены и путях рационального использования;
- уметь донести знания о почве до участника производственного процесса;
- научиться грамотно работать с почвенными картами и картограммами;
- учиться выстраивать коммуникации в сообществе коллег;
в) перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:
Наименование дисциплины |
Тема |
Основные темы изучаемой дисциплины |
Математика |
основы алгебры, геометрии |
расчет основных статистических показателей, бонитировка почв |
Биология |
основы ботаники, с.-х. микробиология |
органическое вещество почвы, генезис почв |
Экология |
агроэкология |
деградация почв, функции почв |
Химия |
аналитическая химия, качественный и количественный анализ |
понятие о почве, генезис почв, гумус, поглотительная способность почв |
Физика |
законы термодинамики, молекулярно-кинетическая теория |
морфология почв, физика почв, водные свойства почв |
Земледелие |
система земледелия |
агротехнические мероприятия, направленные на сохранение почвенного плодородия |
Агрометеорология |
почвенная климатология, гидротермический анализ исследуемой территории |
генезис почв, проявление почвенных свойств в различных гидротермических условиях |
Физиология растений |
фотосинтез, дыхание |
морфология почв, генезис почв |
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы |
Трудоемкость |
|
зач.ед | час | 1-й семестр | 2-й семестр |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану |
3 | 108 | - | 108 |
Аудиторные занятия |
1,5 | 54 | - | 54 |
Лекции |
0,5 | 18 | - | 18 |
Практические занятия |
| | - | |
Семинары |
| - | - | - |
Лабораторные занятия |
1 | 36 | - | 36 |
Самостоятельная работа |
1,5 | 54 | - | 54 |
Курсовой проект (работа) |
| - | - | - |
Расчетно-графические работы |
- | - | - | - |
Реферат |
| | - | |
Контрольные работы |
| | - | |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
| зачет | | зачет |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Структура дисциплины
Модульный план.
Указывается количество часов на изучение тем при дневной форме обучения, через черту дроби при заочной форме обучения. Использованные обозначения: Л лекции, П практические (семинарские) или лабораторные занятия, С самостоятельная работа студентов; Литература рекомендуемая литература (номер источника в соответствии с прилагаемым списком)
Примечание: В таблице названия разделов указываются в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО.
Раздел дисциплины |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
Л |
П |
С |
МОДУЛЬ 1. Почва, ее строение и функции |
18 |
6 |
- |
12 |
конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, тестовый контроль |
МОДУЛЬ 2. Свойства почв |
18 |
6 |
- |
12 |
конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, контрольные работы по диагностике почвенных монолитов, тестовый контроль |
МОДУЛЬ 3. Почвы и их плодородие |
18 |
6 |
- |
12 |
конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, контрольные работы по диагностическим карточкам, тестовый контроль |
ИТОГО: |
54 |
18 |
- |
36 |
|
4.2. Лекционный курс.
Раздел дисциплины |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
Л |
П |
С |
МОДУЛЬ 1. Почва, ее строение и свойства |
18 |
6 |
12 |
18 |
|
1.1. Предмет и задачи почвоведения, его место в системе наук о Земле |
- |
- |
- |
- |
1.(с.242-259), 2.(с.133-173) |
1.2. Факторы почвообразования |
- |
- |
- |
- |
|
1.3. Общая схема почвообразовательного процесса. Формирование почвенного профиля |
- |
- |
- |
- |
|
МОДУЛЬ 2. Свойства почв |
18 |
6 |
12 |
18 |
|
Тема 2.1. Фазовый, минералогический, гранулометрический и химический состав почвы |
- |
- |
- |
- |
5.(с.13-23), 6.(с.42-45) |
Тема 2.2. Источники органического вещества и их характеристика. Кислотность, щелочность и буферность почв |
- |
- |
- |
- |
1.(с.29-49), 4.(с.6-92) |
Тема 2.3. Поглотительная способность почв |
18 |
4 |
6 |
8 |
9.(с.15-24), 13.(с.87-200) |
МОДУЛЬ 3.Почвы и их плодородие |
18 |
6 |
12 |
18 |
|
Тема 3.1. Плодородие почв: понятие и категории |
4 |
2 |
- |
2 |
8(с.19-123), 9.(с.242-245) |
Тема 3.2. Понятие о деградации и ее виды. Факторы и причины деградации почв |
11 |
4 |
4 |
3 |
3.(с.129-149), 4.(с.6-92) |
Тема 3.3. Мелиорация и рекультивация почв, как основные приемы повышения почвенного плодородия |
9 |
2 |
4 |
3 |
9.(15-24), 12.(с.187-200) |
4.3. Практические, семинарские занятия
5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Александрова, Л.Н. Лабораторно-практические занятия по почвове-дению /Л.Н. Александрова, О.А. Найденова. - Л.: Колос, 1986. – 295 с.
- Борголов, А.Б. Курс геологии. Учебное пособие /А.Б. Борголов. - М.: Агропромиздат, 1989. - 216 с.
- Бугаков, П.С. Агрономическая характеристика почв земледельческой части Красноярского края: учеб. пособие / П.С. Бугаков, В.В. Чупрова. – Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 1995. – 176 с.
- Ганжара, Н.Ф. Практикум по почвоведению: учеб. Пособие для вузов / Н.Ф. ганжара, Б.А. Борисов, Р.ф. Байбеков; под ред. Н.Ф. Ганжары. – М.: Агроконсалт, 2002. – 280 с.
- Ковриго, В.П. / Почвоведение с основами геологии. / Ковриго В.П., Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. М.: Колос, 2000. – 415 с.
- Почвоведение / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. – М.: Высш. шк., 1988. – 368 с.
- Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Агропромиздат, 1989. – 719 с.
- Почвоведение: история, социология, методология / Отв. Ред. В.Н. Ку-деяров, И.В. Иванов. – М.: Наука, 2005. – 422 с.
- Чупрова, В.В. Экологическое почвоведение: учеб. пособие / В.В. Чу-прова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2005. – 172 с.
Дополнительная литература
- Александрова, Л.Н. Органическое вещество почвы и процессы его трансформации /Л.Н. Александрова. – Л.: Наука, 1980. -287 с.
- Безкоровайная, И.Н. Биологическая диагностика и индикация почв: Краткий курс лекций /И.Н. Безкоровайная. – Красноярск, 2001. – 43 с.
- Брицина, М.П. Рельеф и почвообразующие породы центральной час-ти Красноярского края // М.П. Брицина. - Природное районирование центральной части Красноярского края и некоторые вопросы пригород-ного хозяйства.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.- С. 27-46.
- Булгаков, Д.С. Агроэкологическая оценка пахотных почв / Д.С. Бул-гаков. – М.: 2002. – 252 с.
- Викторов, С.В., Введение в индикационную геоботанику / С.В.Викторов, Е.А. Востокова, Д.Д. Вышивкин – М.: Изд-во МГУ. – 1962.
- Викторов, С.В. Ландшафтная индикация /С.В. Викторов, А.Г. Чики-шен. - М.: Наука, 1985.
- Возможности современных и будущих фундаментальных исследо-ваний в почвоведении. – М.: ГЕОС, 2000. – 138 с.
- Гиляров, М.С. Зоологический метод диагностики почв /М.С. Гиля-ров. – М.: Наука, 1965
- Добровольский, Г.В. Функции почв в биосфере и экосистемах (эко-логическое значение почв) / Г.В. Добровольский, Е.Д. Никитин. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
- Ерохина, А.А. Почвы /А.А. Ерохина, М.В. Кириллов. - Средняя Си-бирь.- М., 1964.- с.226-276.
- Сергеев, В.Л. Островные лесостепи и подтайга Приенисейской Си-бири В.л. Сергеев. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во.- 1971.- 263 с.
- Ершов, Ю.И. Основы теории почвообразования /Ю.И. Ершов. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. -384 с.
- Жуков, М.М. Основы геологии / Жуков М.М., Славин В.И., Дунаева Н.Н. / М.: Госгеолтехиздат, 1961. – 626 с.
- Карпачевский, Л.О. Экологическое почвоведение / Л.О. Карпачев-ский. – М.: ГЕОС, 2005. – 336 с.
- Качинский, Н.А. / Физика почвы. / Качинский Н.А. М.: Высш. шк., 1970. Т. 1, 2. – 322 с.
- Кириллов, М.В. География почв Средней Сибири /М.В. Кириллов. - Учебное пособие для студентов-заочников.- Красноярск, 1963.- 74 с.
- Кирюшин, В.И. Экологические основы земледелия /В.И. Кирюшин. – М.: Колос, 1996. –367 с.
- Козловский, Ф.И. Теория и методы изучения почвенного покрова / Ф.И. Козловский. – М.: ГЕОС, 2003. – 536 с.
- Корсунов, В.М. Методология почвенных эколого-географических исследований и картографии почв / В.М. Корсунов, Е.Н. Красеха, Б.Б. Ральдин. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. – 232 с.
- Крупкин, П.И. Черноземы Красноярского края /П.И. Крупкин. – Красноярск: Изд-во КГУ, 2002. – 332 с.
- Роде, А.А. Основы учения о почвенной влаге /А.А. Роде. – Л.: Гид-рометеоиздат, 1965. – 663 с.
- Розанов, Б.Г. Генетическая морфология почв /Б.Г. Розанов. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 292 с.
|