МОДУЛЬ 2.
Тема 2.2. (2.2.1.)

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(Источник: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.)



Дистанционное обучение (ДО) - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.

При этом под целенаправленным процессом понимается четкая организация и различные виды стимулирования активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности студентов по овладению ими научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Это особенно важно по следующей причине: студенту в системе дистанционного обучения предоставлена наибольшая свобода. Между тем, далеко не все студенты обладают достаточной силой воли, необходимой усидчивостью, собранностью и организованностью. Однако, с другой стороны, экономические условия переходного периода, обучение на платной основе значительно повысили мотивацию студентов к самостоятельному приобретению знаний.

Дистанционное обучение на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий является дальнейшим развитием заочной формы образования. Принципиальная особенность дистанционного обучения состоит в том, что вуз, гарантирующий качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, и студенты разделены здесь в гораздо большей степени, чем при классической форме заочного обучения.

Однако, многовековой педагогический опыт учит, что полноценное образование может быть получено лишь при наличии:
1) хороших учебно-методических материалов и учебников;
2) общения, или, как сейчас принято говорить, диалога, студента и преподавателя.

При ДО контакт студента с преподавателем весьма ограничен, поэтому большая часть функций диалога должна быть внедрена в средства дистанционного обучения. В отличие от полиграфических изданий в компьютерных средствах дистанционного обучения могут быть достаточно легко реализованы элементы такого диалога - вот почему их место в системе ДО столь значимо. О том, как можно обеспечить интерактивность при организации процесса обучения и использованием дистанционных технологий, говорится, в частности, во втором разделе данной темы.

Однако в любом случае основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор (кейс) средств обучения (методические указания, учебные пособия и учебники, аудиокассеты с установочными лекциями и т.п.).

В последнее время непременным условием эффективной работы преподавателя стало владение телекоммуникационными технологиями (Internet, Intranet), поэтому в системе дистанционного образования Запада особый статус приобрела должность преподавателя-консультанта (тьютора). Проведенный всероссийский эксперимент в области ДО (1997-1999 гг.), а также достаточно большой опыт Международного Центра дистанционного обучения (теперь Международного института менеджмента) "ЛИНК" и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) показал, что статус тьютора должен быть обязательно введен в российскую практику ДО, поскольку качество учебного процесса при дистанционном образовании во многом зависит именно от качества подготовки преподавателя-консультанта.

Каждая система обучения, в том числе система дистанционного обучения, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет набор методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного обучения. Как было отмечено в определении ДО, различают два метода дистанционного обучения:

  1. асинхронное обучение, при котором студенты, удаленные от вуза, составляют группы одного курса и занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением;
  2. синхронное обучение ("совместная работа"), когда дистанционно разделены вуз, обеспечивающий проведение занятия (лекции, консультации), и группа одновременно занимающихся студентов (в современном понимании это может быть вообще виртуальная учебная группа; студенты в данном случае не обязательно находятся в одной аудитории и даже в одном городе). При этом взаимодействие между преподавателем и студентами происходит в реальном масштабе времени.

Каждому из рассмотренных методов присущи свои специфические образовательные технологии - технологии дистанционного обучения. Однако оба метода взаимосвязаны и дополняют друг друга. Использование ДО в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:

  1. кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
  2. TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
  3. сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.

При этом следует заметить, что в настоящее время в странах Запада курсы дистанционного обучения по различным вопросам с использованием сетевой технологии развиты достаточно широко. Так, поисковая система WWW (World Wide Web - Всемирная паутина) дает около 3400 адресов серверов, содержащих курсы дистанционного обучения. Однако анализ этих курсов показывает, что в подавляющем большинстве они предназначены для самообразования.

Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку только она, исходя из экономических и педагогических аспектов проблемы и при использовании других технологий, может сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который, как правило, позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной специальности и дать ему возможность получить полноценный диплом о высшем образовании.

В кейс-технологии могут эффективно использоваться следующие средства обучения:

  • программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
  • печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
  • специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
  • обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
  • лабораторные практикумы;
  • компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.

Возвращаясь к оценке роли преподавателя в образовании, следует еще раз подчеркнуть, что преподаватель вносит в процесс обучения эмоциональную окраску, реализует обратную связь и при необходимости может провести корректировку процесса обучения студента. При дистанционном обучении, когда контакт студента с преподавателем весьма ограничен, данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке компьютерных средств обучения. Поэтому после того, как выше были перечислены все основные средства дистанционного обучения, уместно подчеркнуть еще две характерные особенности компьютерных средств ДО: активное использование мультимедиа (multimedia) и гипертекста (созданию гипертекста будет посвящен Модуль 3 данного курса). Эти особенности базируются на следующих педагогических концепциях в дистанционном обучении. Во-первых, чтобы обучение на основе современной дистанционной технологии не теряло своей привлекательности, необходимо повышение эмоциональной отдачи студента. Иными словами, работа студента на компьютере с электронных учебным ресурсом должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует использование мультимедиа, т.е. комплексного представления информации в виде красочных графиков и изображений, анимации, видеосюжетов с возможным звуковым сопровождением. Известно, что подобные мультимедийные элементы создают у студента дополнительные психологические структуры, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала. Во-вторых, электронные учебные ресурсы должны обладать развитой гипертекстовой структурой как в понятийной части изучаемой дисциплины (определения, ключевые слова), так и в логической структуре изложения (последовательность и взаимосвязь модулей).

Гипертекстовая структура предполагает:

  • конспективное изложение материала;
  • свободное перемещение по тексту (необязательность его сплошного чтения и тем самым возможность корректировки учебного процесса для студентов с различной подготовкой по изучаемой дисциплине);
  • использование перекрестных ссылок, облегчающих организацию обратных связей, допустим, при неправильных ответах студента в процессе разбора типовых примеров или самоконтроля.

Использование рассмотренного выше достаточно большого набора (кейса) различных средств ДО обусловлено тем, что обучение с применением дистанционных технологий предусматривает наряду с изучением теории также выполнение лабораторных, практических работ и всех контрольных мероприятий.

Что касается TV-технологии, то, как показал всероссийский эксперимент 1997-1999 гг., при дистанционном обучении студентов, в том числе и по экономическим специальностям, телевизионные интерактивные занятия приближают дистанционное обучение к традиционному очному, но не могут исключить использования кейс-технологии.

Дистанционная технология обучения предусматривает, как правило, индивидуальный график учебного процесса для каждого студента. Допускается групповой график учебного процесса, особенно при использовании таких дорогостоящих средств синхронного дистанционного обучения, как спутниковое телевидение, аудио- и видеотелеконференцсвязь.

Поскольку при дистанционной технологии обучения, несмотря на принимаемые меры (например, дополнительную фотоидентификацию личности студента), повышается вероятность фальсификации, поэтому прием и все виды аттестации, включая государственную итоговую аттестацию, рекомендуется проводить "лицом к лицу". Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное образование - это такая педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

 

©Центр Информационных технологий Проект 2003