СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ
В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ И ИХ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
(Источник: Курс "Подготовка координаторов ДО" в Открытом аграрном университете)
В "Международной стандартной классификации образования" под образованием
понимается организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий
обучение. Там же даны определения используемых понятий.
Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу
информации.
Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках.
Организованный процесс - планируемый в соответствии с определенной
последовательностью с четко обозначенными или подразумеваемыми целями.
Устойчивый процесс - имеющий элементы продолжительности и непрерывности.
В данном определении образования выделено, что оно представляет собой
процесс коммуникации. Это основной критерий, по которому могут быть сгруппированы
все технологии, применяемые в целях обучения. В понятие дистанционное
образование заложен группировочный признак, дистанционные технологии должны
обеспечивать коммуникацию на значимом расстоянии. Используемые для этого
организационные и технические решения определяют вариант дистанционной
технологии. Наибольшие возможности для опосредованного техническими устройствами взаимодействия дают компьютерные сети и "сеть сетей" - Интернет.
Перейдем к рассмотрению принципов функционирования и дидактических
возможностей средств коммуникации в компьютерных сетях.
Электронная почта (E-mail)
Электронная почта позволяет пользователям обмениваться
сообщениями, причем вместе с собственно текстовым сообщением могут быть переданы
графические или любые другие файлы данных. Для пользования электронной почтой
достаточно базовой компьютерной подготовки и наличия на компьютере, подключенном
к сети, почтовой программы. В стандартом пакете программ MS Office такой программой является
MS Outlook. Эта программа позволяет отправлять и получать сообщения и предоставляет достаточно развитые возможности для обслуживания и хранения сообщений. Электронная почта наименее требовательна к качеству соединения с сетью, она может работать при небольших скоростях передачи данных
при соединении с сетью с помощью модема.
Электронная почта обеспечивает асинхронный режим работы и не требует
одновременного подключения к сети отправителя и получателя сообщения (режим
off-line). Время доставки сообщения состоит из времени
пересылки сообщения с компьютера отправителя на почтовый сервер получателя и
времени, через которое получатель установит соединение с почтовым сервером и
получит сообщение на свой компьютер. Это создает удобства в организации работы,
особенно при разнице во времени между часовыми поясами, в которых находятся
отправитель и получатель.
Дидактические возможности электронной почты:
- передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее;
- хранение в памяти компьютера полученных сообщений и присоединенных файлов;
- распечатка сообщений на принтере;
- редактирование текстовых сообщений как отправляемых, так и полученных;
- передача для обработки присоединенных файлов соответствующим программам;
- пересылка полученных сообщений другим адресатам;
- использование списков рассылки.
Остановимся на использовании списков рассылки (mailing lists). Списки рассылки или дискуссионные группы позволяют организовать виртуальную аудиторию, правда работа в ней происходит асинхронно.
Можно организовать несколько списков рассылки по разной тематике. Каждое
сообщение, посланное в дискуссионную группу, автоматически рассылается всем
зарегистрированным участникам. Преподаватель может организовать дискуссионные
группы по различным темам, но и студенты имеют возможность организовать свои
независимые группы для неформального общения. При дистанционной технологии
обучения списки рассылки используются для проведения "семинаров-дискуссий",
рассылки учебно-методических материалов (электронная лекция) и организации
совместной работы студентов над проектами в малых группах. Семинар с
использованием списка рассылки обычно проводится в следующей последовательности:
постановка проблемы преподавателем, сообщения-выступления студентов, обсуждение,
подведение итогов обсуждения преподавателем. Такой семинар, конечно,
продолжается не два академических часа, а несколько дней, что позволяет глубже
обдумать обсуждаемые вопросы и привлечь дополнительные информационные
источники.
Списки рассылки удобны для отправки студентам контрольных заданий. Тесты, индивидуальные задания и результаты проверки направляются студентам с помощью электронной почты
индивидуально.
Электронные конференции (USENET- newsgroups)
Электронные конференции - группы новостей, в отличие от списков рассылки,
работают в режиме непосредственного соединения (on-line). Зарегистрированные участники читают текстовые сообщения, посланные другими участниками, и посылают в конференцию свои сообщения. В отличие от электронной почты, сообщения не рассылаются на компьютеры пользователей, а находятся на
сервере. Один из зарегистрированных пользователей (модератор) осуществляет управление
конференцией - моделирование, он имеет право исключать некоторые сообщения, не
отвечающие целям конференции или не отвечающие требованиям этики. Модератором
учебных электронных конференций является, как правило, преподаватель. Для работы
с электронной конференцией пользователю достаточно иметь подключение к Интернет
на время работы с ней и стандартную программу - браузер.
Коммуникация пользователей электронной конференции
происходит асинхронно. Они в разное время подключаются к ней, читают и посылают
сообщения. Моделирование конференции позволяет более жестко следить за
обсуждением, чем при использовании списков рассылки и влиять на ход обсуждения
со стороны преподавателя.
Дидактические возможности электронных конференций:
- передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры
компьютера;
- хранение в памяти сервера полученных сообщений;
- получение протокола обсуждения, позволяющей наглядно оценить деятельность каждого участника обсуждения;
- распечатка сообщений на принтере;
- возможность доступа всех зарегистрированных участников.
Электронные конференции дают возможность проводить
семинары-дискуссии с явно заданной структурой обсуждения и визуализацией хода
дискуссии. Возможна организация электронных лекций, при этом преподаватель
помещает в конференцию учебный текст, а студенты задают вопросы и обсуждают ее.
Ответы на вопросы преподаватель также помещает в конференцию. Использовать
информацию в других форматах, кроме текстового, можно включив гипертекстовые
ссылки на ресурсы сети и открывая их в новом окне
браузера.
Обсуждение в режиме реального времени (Чат)
Чат работает в режиме on-line и служит средством для ввода сообщений с помощью
клавиатуры и отображения их на экранах подключенных компьютеров. Программное
обеспечение для Internet Relay Chat устанавливается на сервере учебного заведения, а
пользователю достаточно иметь стандартный браузер.
Дидактические возможности чата:
- передача текстовых сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры
компьютера;
- отображение сообщений всех участников на экранах их компьютеров в реальном времени;
- получение протокола ("стенограммы") обсуждения, позволяющей наглядно оценить деятельность каждого участника обсуждения;
- возможность доступа всех зарегистрированных участников.
Обсуждение в режиме реального времени можно
применять, если требуется непосредственная реакция на заданный вопрос или
полученную реплику. Оно используется для консультаций преподавателя и обсуждений
в заранее определенные периоды времени, а также для проведения контроля знаний
по вопросам, допускающим ответ без специальной подготовки.
Видеоконференция
Пока видеоконференции - весьма дорогое средство коммуникации. Для
организации видеоконференций необходимы видеокамеры и аудиооборудавание на всех
рабочих места. На всех рабочих местах должно быть установлено специальное
программное обеспечение. Основным ограничением при использовании
видеоконференций является пропускная способность линий связи (скорость доступа к
Интернет). Недостаточная пропускная способность линий связи вызывает помехи
(длительное формирование изображения на экране, несинхронность картинки и звука)
при передаче.
Дидактические возможности видеоконференций расширяют
возможности других средств коммуникации за счет показа изображения в реальном
времени (демонстрация опытов, образцов, работы с приборами, хирургические операции) и использования
различных видов памяти студентов. Они создают иллюзию личного контакта
преподавателя и студентов, позволяют наблюдать за действиями студентов и давать
рекомендации. Применяются асимметричные видеоконференции, при этом студенты
имеют возможность видеть преподавателя, но задать ему вопросы могут только в
чате, по электронной почте или по телефону.
Рассмотренные средства коммуникации в дистанционном
образовании дают возможность обмена информацией: сообщение - реакция на него -
ответное сообщение. Важной составляющей процесса обучения является передача
значительного объема учебной информации от преподавателя (учебного заведения) к
студенту. Реакция студента на полученную информацию отложена на значительное
время и связана с отдельными коммуникационными операциями. Рассмотрим
современные информационные технологии, применяемые для передачи информации в
сетевом дистанционном образовании.
World Wide Web (WWW)
World Wide Web - система Интернет, позволяющая получать доступ к
гипертекстовой информации через так называемые перекрестные ссылки. Перекрестные
ссылки позволяют получать доступ к электронным учебным ресурсам в различных
форматах данных. Специальные форматы разработаны для представления текстовой,
графической, звуковой и видеоинформации. Таким образом технология WWW позволяет объединять информацию в различной форме в мультимедийные электронные учебные ресурсы. Такие ресурсы размещаются на Web-сервере учебного заведения и студент с помощью стандартного браузера получает возможность работать с ними.
Работа происходит в режиме соединения с сетью (on-line) и при использовании сложных картинок, видео и звука может потребовать большую скорость передачи, которую могут обеспечить не все
линии связи и модемы.
Дидактические возможности WWW:
- доступ к значительным объемам учебной информации в разнообразном виде;
- возможность навигации по учебному материалу с помощью гипертекстовых ссылок;
- возможность перехода по ссылкам к другим информационным источникам на том же и других
серверах;
- возможность перехода к другим сервисам Интернет: электронной почте, USENET, чат и т.д.;
- возможность вносить изменения для актуализации учебных ресурсов и исправления ошибок, которые
становятся сразу доступными пользователям.
Представление электронных учебных ресурсов в виде Web-страниц становится основным способом доставки информации студентам. Такую возможность предоставляют все платформы дистанционного обучения (специально разработанные программные средства для предоставления доступа к учебным ресурсам, их разработки, сопровождения и организации электронного документооборота в учебном заведении).
Передача файлов
Если электронный учебный ресурс не слишком
громоздкий и сложный для использования в режиме соединения с сетью с сервера
учебного заведения (on-line), то его можно получить с сервера и использовать
на своем компьютере автономно. В Интернет для этого служит сервис передачи файлов (FTP).
Он требует соединения с сетью только на время передачи файла, который для этого может быть сжат
с помощью архивных программ. Необходимо отметить, что для передачи крупных файлов требуется хорошее качество
соединения с сетью.
Дидактические возможности FTP:
- получение значительных объемов учебной информации в различных форматах;
- получение программного обеспечения для самостоятельной работы;
- актуализация копий электронных учебных ресурсов.
Альтернативой получения электронных учебных ресурсов
из Интернет является их распространение на компакт-дисках или дискетах, способ
вполне надежный и дешевый. Но при этом преимуществами FTP являются: возможность получить необходимый ресурс прямо на рабочем месте и оперативность обновления ресурса на сервере, а
следовательно, доступ к актуальным версиям в каждый момент времени.
Поисковые машины
При изучении дистанционного курса невозможно
ограничиться только информацией из предоставленного учебным заведением
электронного ресурса или учебника. Для поиска дополнительной информации в
Интернет широко используются поисковые машины, например, Яндекс или Google. Они имеют встроенные языки логического поиска по заданным словам.
Дидактические возможности поисковых машин:
- обнаружение дополнительных информационных источников в Интернет;
- обдумывание запроса и стратегии поиска.
Поиск в Интернет может быть полезным практическим или
контрольным заданием при изучении дистанционного курса, он позволяет значительно
расширить информационную базу обучения и обнаружить не замеченные студентом
связи изучаемых понятий и методов и задачи, решаемые с их помощью.
Компьютерные обучающие программы
Компьютерные обучающие программы представляют
собой еще одно средство отложенной коммуникации. В них реализованы алгоритмы,
которые предусматривают не только представление учебного материала, но и
обработку событий, связанных с ошибками или другими действиями обучающихся.
Результатом обработки являются автоматически выполняемые действия программы.
Многие обучающие программы построены с использованием технологии баз данных.
Дидактические возможности обучающих программ существенно зависят от реализованных в них педагогических концепций и технических решений.
Виртуальные лаборатории, тренажеры и моделирующие
программы. Это сравнительно новые средства обучения. Наиболее распространенным
способом работы студентов с ними является установка и использование на домашнем
компьютере или в компьютерном классе учебного заведения. Обучающие программы
этого типа предназначены, прежде всего, для подготовки к реальным лабораторным
практикумам и приобретения навыков сбора и анализа данных.
Интернет-порталы
Pазработка Интернет-порталов началась в 1998 г. Сейчас она превратилась в одно из
наиболее перспективных направлений развития информационных технологий. Портал -
это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый
интерфейс, дающий пользователю возможность взаимодействовать с другими
пользователями, находить и использовать приложения и информацию в соответствии
со своими интересами. Название "портал" позиционирует его как главные ворота в
информационное пространство Интернет.
Информационные порталы придуманы и строятся для того,
чтобы облегчить работу пользователя в Интернет, настроить глобальную
информационную сеть для своих нужд настолько, насколько это возможно. Первой
характеристикой портала является возможность настройки интерфейса, содержания.
Эта настройка может быть основана на отслеживании индивидуальных предпочтений
или связана с функциональной ролью пользователя: обучающийся, преподаватель,
администратор. Вторая характеристикой портала - это устранение информационной
перегрузки путем исключения излишних ссылок как по причине малой информационной
значимости, так и по условию отсутствия или низкого качества связи с ресурсом.
Наконец, еще одной характеристикой портала является распределение возможностей
или сервисов по уровням, проверка прав доступа. Важной характеристикой портала
является и предоставление доступа к разнообразным источникам: базам данных,
Web-серверам, файловым серверам, электронной почте и
т.д. Платформы дистанционного образования являются как бы подмножеством
образовательных порталов с ограниченным и наперед заданным списком ресурсов и
возможностей. Полнофункциональные порталы строятся эволюционно под воздействием
с одной стороны изменяющегося информационного наполнения и функциональных
возможностей глобальной сети, а с другой стороны динамически изменяющихся
потребностей и интересов различных групп пользователей. Принято различать
вертикальные порталы, посвященные конкретной теме и предоставляющие различные
сервисы в ее рамках, и горизонтальные порталы, предлагающие наборы сервисов для
обслуживания различных тем.
Особенностью портала является то, что его создание
начинается с понимания цели, бизнес-задачи. Цель образовательных порталов
состоит в создании коммуникационного и информационного пространства образования.
Они могут иметь отраслевую или территориальную специфику, уникальные наборы
учебных и информационных ресурсов.
Значительными проблемами образовательных порталов являются:
- интеграция различных ресурсов (прежде всего учебных и научных) для создания полноценного
информационного пространства, не уступающего печатной информации не только по удобству доступа, но и по полноте;
- обеспечение авторского права и возможности обмена информацией;
- привлечение к сотрудничеству организаций, близких по области деятельности, например,
издательства, аналитические службы, рекрутинговые агентства и т.д.
Примерами российских образовательных порталов могут служить:
www.openet.ru - Российский портал открытого образования,
www.informika.ru - Портал Министрества образования России.

|