МОДУЛЬ 2.
Тема 2.2. (2.2.2.)

 

СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ
В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ И ИХ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

(Источник: Курс "Подготовка координаторов ДО" в Открытом аграрном университете)



В "Международной стандартной классификации образования" под образованием понимается организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Там же даны определения используемых понятий.

Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации.

Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках.

Организованный процесс - планируемый в соответствии с определенной последовательностью с четко обозначенными или подразумеваемыми целями.

Устойчивый процесс - имеющий элементы продолжительности и непрерывности.

В данном определении образования выделено, что оно представляет собой процесс коммуникации. Это основной критерий, по которому могут быть сгруппированы все технологии, применяемые в целях обучения. В понятие дистанционное образование заложен группировочный признак, дистанционные технологии должны обеспечивать коммуникацию на значимом расстоянии. Используемые для этого организационные и технические решения определяют вариант дистанционной технологии. Наибольшие возможности для опосредованного техническими устройствами взаимодействия дают компьютерные сети и "сеть сетей" - Интернет.

Перейдем к рассмотрению принципов функционирования и дидактических возможностей средств коммуникации в компьютерных сетях.


Электронная почта (E-mail)

Электронная почта позволяет пользователям обмениваться сообщениями, причем вместе с собственно текстовым сообщением могут быть переданы графические или любые другие файлы данных. Для пользования электронной почтой достаточно базовой компьютерной подготовки и наличия на компьютере, подключенном к сети, почтовой программы. В стандартом пакете программ MS Office такой программой является MS Outlook. Эта программа позволяет отправлять и получать сообщения и предоставляет достаточно развитые возможности для обслуживания и хранения сообщений. Электронная почта наименее требовательна к качеству соединения с сетью, она может работать при небольших скоростях передачи данных при соединении с сетью с помощью модема.

Электронная почта обеспечивает асинхронный режим работы и не требует одновременного подключения к сети отправителя и получателя сообщения (режим off-line). Время доставки сообщения состоит из времени пересылки сообщения с компьютера отправителя на почтовый сервер получателя и времени, через которое получатель установит соединение с почтовым сервером и получит сообщение на свой компьютер. Это создает удобства в организации работы, особенно при разнице во времени между часовыми поясами, в которых находятся отправитель и получатель.

Дидактические возможности электронной почты:

  • передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее;
  • хранение в памяти компьютера полученных сообщений и присоединенных файлов;
  • распечатка сообщений на принтере;
  • редактирование текстовых сообщений как отправляемых, так и полученных;
  • передача для обработки присоединенных файлов соответствующим программам;
  • пересылка полученных сообщений другим адресатам;
  • использование списков рассылки.

Остановимся на использовании списков рассылки (mailing lists). Списки рассылки или дискуссионные группы позволяют организовать виртуальную аудиторию, правда работа в ней происходит асинхронно. Можно организовать несколько списков рассылки по разной тематике. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу, автоматически рассылается всем зарегистрированным участникам. Преподаватель может организовать дискуссионные группы по различным темам, но и студенты имеют возможность организовать свои независимые группы для неформального общения. При дистанционной технологии обучения списки рассылки используются для проведения "семинаров-дискуссий", рассылки учебно-методических материалов (электронная лекция) и организации совместной работы студентов над проектами в малых группах. Семинар с использованием списка рассылки обычно проводится в следующей последовательности: постановка проблемы преподавателем, сообщения-выступления студентов, обсуждение, подведение итогов обсуждения преподавателем. Такой семинар, конечно, продолжается не два академических часа, а несколько дней, что позволяет глубже обдумать обсуждаемые вопросы и привлечь дополнительные информационные источники.

Списки рассылки удобны для отправки студентам контрольных заданий. Тесты, индивидуальные задания и результаты проверки направляются студентам с помощью электронной почты индивидуально.


Электронные конференции (USENET- newsgroups)

Электронные конференции - группы новостей, в отличие от списков рассылки, работают в режиме непосредственного соединения (on-line). Зарегистрированные участники читают текстовые сообщения, посланные другими участниками, и посылают в конференцию свои сообщения. В отличие от электронной почты, сообщения не рассылаются на компьютеры пользователей, а находятся на сервере. Один из зарегистрированных пользователей (модератор) осуществляет управление конференцией - моделирование, он имеет право исключать некоторые сообщения, не отвечающие целям конференции или не отвечающие требованиям этики. Модератором учебных электронных конференций является, как правило, преподаватель. Для работы с электронной конференцией пользователю достаточно иметь подключение к Интернет на время работы с ней и стандартную программу - браузер.

Коммуникация пользователей электронной конференции происходит асинхронно. Они в разное время подключаются к ней, читают и посылают сообщения. Моделирование конференции позволяет более жестко следить за обсуждением, чем при использовании списков рассылки и влиять на ход обсуждения со стороны преподавателя.

Дидактические возможности электронных конференций:

  • передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера;
  • хранение в памяти сервера полученных сообщений;
  • получение протокола обсуждения, позволяющей наглядно оценить деятельность каждого участника обсуждения;
  • распечатка сообщений на принтере;
  • возможность доступа всех зарегистрированных участников.

Электронные конференции дают возможность проводить семинары-дискуссии с явно заданной структурой обсуждения и визуализацией хода дискуссии. Возможна организация электронных лекций, при этом преподаватель помещает в конференцию учебный текст, а студенты задают вопросы и обсуждают ее. Ответы на вопросы преподаватель также помещает в конференцию. Использовать информацию в других форматах, кроме текстового, можно включив гипертекстовые ссылки на ресурсы сети и открывая их в новом окне браузера.


Обсуждение в режиме реального времени (Чат)

Чат работает в режиме on-line и служит средством для ввода сообщений с помощью клавиатуры и отображения их на экранах подключенных компьютеров. Программное обеспечение для Internet Relay Chat устанавливается на сервере учебного заведения, а пользователю достаточно иметь стандартный браузер.

Дидактические возможности чата:

  • передача текстовых сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера;
  • отображение сообщений всех участников на экранах их компьютеров в реальном времени;
  • получение протокола ("стенограммы") обсуждения, позволяющей наглядно оценить деятельность каждого участника обсуждения;
  • возможность доступа всех зарегистрированных участников.

Обсуждение в режиме реального времени можно применять, если требуется непосредственная реакция на заданный вопрос или полученную реплику. Оно используется для консультаций преподавателя и обсуждений в заранее определенные периоды времени, а также для проведения контроля знаний по вопросам, допускающим ответ без специальной подготовки.


Видеоконференция

Пока видеоконференции - весьма дорогое средство коммуникации. Для организации видеоконференций необходимы видеокамеры и аудиооборудавание на всех рабочих места. На всех рабочих местах должно быть установлено специальное программное обеспечение. Основным ограничением при использовании видеоконференций является пропускная способность линий связи (скорость доступа к Интернет). Недостаточная пропускная способность линий связи вызывает помехи (длительное формирование изображения на экране, несинхронность картинки и звука) при передаче.

Дидактические возможности видеоконференций расширяют возможности других средств коммуникации за счет показа изображения в реальном времени (демонстрация опытов, образцов, работы с приборами, хирургические операции) и использования различных видов памяти студентов. Они создают иллюзию личного контакта преподавателя и студентов, позволяют наблюдать за действиями студентов и давать рекомендации. Применяются асимметричные видеоконференции, при этом студенты имеют возможность видеть преподавателя, но задать ему вопросы могут только в чате, по электронной почте или по телефону.

Рассмотренные средства коммуникации в дистанционном образовании дают возможность обмена информацией: сообщение - реакция на него - ответное сообщение. Важной составляющей процесса обучения является передача значительного объема учебной информации от преподавателя (учебного заведения) к студенту. Реакция студента на полученную информацию отложена на значительное время и связана с отдельными коммуникационными операциями. Рассмотрим современные информационные технологии, применяемые для передачи информации в сетевом дистанционном образовании.


World Wide Web (WWW)

World Wide Web - система Интернет, позволяющая получать доступ к гипертекстовой информации через так называемые перекрестные ссылки. Перекрестные ссылки позволяют получать доступ к электронным учебным ресурсам в различных форматах данных. Специальные форматы разработаны для представления текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Таким образом технология WWW позволяет объединять информацию в различной форме в мультимедийные электронные учебные ресурсы. Такие ресурсы размещаются на Web-сервере учебного заведения и студент с помощью стандартного браузера получает возможность работать с ними.

Работа происходит в режиме соединения с сетью (on-line) и при использовании сложных картинок, видео и звука может потребовать большую скорость передачи, которую могут обеспечить не все линии связи и модемы.

Дидактические возможности WWW:

  • доступ к значительным объемам учебной информации в разнообразном виде;
  • возможность навигации по учебному материалу с помощью гипертекстовых ссылок;
  • возможность перехода по ссылкам к другим информационным источникам на том же и других серверах;
  • возможность перехода к другим сервисам Интернет: электронной почте, USENET, чат и т.д.;
  • возможность вносить изменения для актуализации учебных ресурсов и исправления ошибок, которые становятся сразу доступными пользователям.

Представление электронных учебных ресурсов в виде Web-страниц становится основным способом доставки информации студентам. Такую возможность предоставляют все платформы дистанционного обучения (специально разработанные программные средства для предоставления доступа к учебным ресурсам, их разработки, сопровождения и организации электронного документооборота в учебном заведении).


Передача файлов

Если электронный учебный ресурс не слишком громоздкий и сложный для использования в режиме соединения с сетью с сервера учебного заведения (on-line), то его можно получить с сервера и использовать на своем компьютере автономно. В Интернет для этого служит сервис передачи файлов (FTP). Он требует соединения с сетью только на время передачи файла, который для этого может быть сжат с помощью архивных программ. Необходимо отметить, что для передачи крупных файлов требуется хорошее качество соединения с сетью.

Дидактические возможности FTP:

  • получение значительных объемов учебной информации в различных форматах;
  • получение программного обеспечения для самостоятельной работы;
  • актуализация копий электронных учебных ресурсов.

Альтернативой получения электронных учебных ресурсов из Интернет является их распространение на компакт-дисках или дискетах, способ вполне надежный и дешевый. Но при этом преимуществами FTP являются: возможность получить необходимый ресурс прямо на рабочем месте и оперативность обновления ресурса на сервере, а следовательно, доступ к актуальным версиям в каждый момент времени.


Поисковые машины

При изучении дистанционного курса невозможно ограничиться только информацией из предоставленного учебным заведением электронного ресурса или учебника. Для поиска дополнительной информации в Интернет широко используются поисковые машины, например, Яндекс или Google. Они имеют встроенные языки логического поиска по заданным словам.

Дидактические возможности поисковых машин:

  • обнаружение дополнительных информационных источников в Интернет;
  • обдумывание запроса и стратегии поиска.

Поиск в Интернет может быть полезным практическим или контрольным заданием при изучении дистанционного курса, он позволяет значительно расширить информационную базу обучения и обнаружить не замеченные студентом связи изучаемых понятий и методов и задачи, решаемые с их помощью.


Компьютерные обучающие программы

Компьютерные обучающие программы представляют собой еще одно средство отложенной коммуникации. В них реализованы алгоритмы, которые предусматривают не только представление учебного материала, но и обработку событий, связанных с ошибками или другими действиями обучающихся. Результатом обработки являются автоматически выполняемые действия программы. Многие обучающие программы построены с использованием технологии баз данных. Дидактические возможности обучающих программ существенно зависят от реализованных в них педагогических концепций и технических решений.

Виртуальные лаборатории, тренажеры и моделирующие программы. Это сравнительно новые средства обучения. Наиболее распространенным способом работы студентов с ними является установка и использование на домашнем компьютере или в компьютерном классе учебного заведения. Обучающие программы этого типа предназначены, прежде всего, для подготовки к реальным лабораторным практикумам и приобретения навыков сбора и анализа данных.


Интернет-порталы

Pазработка Интернет-порталов началась в 1998 г. Сейчас она превратилась в одно из наиболее перспективных направлений развития информационных технологий. Портал - это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий пользователю возможность взаимодействовать с другими пользователями, находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами. Название "портал" позиционирует его как главные ворота в информационное пространство Интернет.

Информационные порталы придуманы и строятся для того, чтобы облегчить работу пользователя в Интернет, настроить глобальную информационную сеть для своих нужд настолько, насколько это возможно. Первой характеристикой портала является возможность настройки интерфейса, содержания. Эта настройка может быть основана на отслеживании индивидуальных предпочтений или связана с функциональной ролью пользователя: обучающийся, преподаватель, администратор. Вторая характеристикой портала - это устранение информационной перегрузки путем исключения излишних ссылок как по причине малой информационной значимости, так и по условию отсутствия или низкого качества связи с ресурсом. Наконец, еще одной характеристикой портала является распределение возможностей или сервисов по уровням, проверка прав доступа. Важной характеристикой портала является и предоставление доступа к разнообразным источникам: базам данных, Web-серверам, файловым серверам, электронной почте и т.д. Платформы дистанционного образования являются как бы подмножеством образовательных порталов с ограниченным и наперед заданным списком ресурсов и возможностей. Полнофункциональные порталы строятся эволюционно под воздействием с одной стороны изменяющегося информационного наполнения и функциональных возможностей глобальной сети, а с другой стороны динамически изменяющихся потребностей и интересов различных групп пользователей. Принято различать вертикальные порталы, посвященные конкретной теме и предоставляющие различные сервисы в ее рамках, и горизонтальные порталы, предлагающие наборы сервисов для обслуживания различных тем.

Особенностью портала является то, что его создание начинается с понимания цели, бизнес-задачи. Цель образовательных порталов состоит в создании коммуникационного и информационного пространства образования. Они могут иметь отраслевую или территориальную специфику, уникальные наборы учебных и информационных ресурсов.

Значительными проблемами образовательных порталов являются:

  • интеграция различных ресурсов (прежде всего учебных и научных) для создания полноценного информационного пространства, не уступающего печатной информации не только по удобству доступа, но и по полноте;
  • обеспечение авторского права и возможности обмена информацией;
  • привлечение к сотрудничеству организаций, близких по области деятельности, например, издательства, аналитические службы, рекрутинговые агентства и т.д.

Примерами российских образовательных порталов могут служить:
www.openet.ru - Российский портал открытого образования,
www.informika.ru - Портал Министрества образования России.

 

©Центр Информационных технологий Проект 2003