Модуль 1. Предмет геохимии биосферы,
методы и место и место в системе наук
Тема 1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ГЕОХИМИИ БИОСФЕРЫ
1.1.1. Понятие о биосфере как особой системной оболочке
1.1.2. Геохимия биосферы. История геохимии 1.1.3. Методология геохимии и геохимии биосферы
1.1.1. Понятие о биосфере как особой системной оболочке
Сначала необходимо определиться что же такое биосфера и что же это за наука –
геохимия. Само слово "биосфера" появилось в научной литературе еще в начале ХIХ века. Ввел
это понятие великий французский биолог Ж. Б. Ламарк, современник и главный
соперник по научным спорам не менее великого Ж. Кювье. Впервые ввёл в науку
термин «биосфера» австрийский учёный Эдуард Зюсс в 1875 году. Зюсс назвал
биосферой планетарную оболочку, в пределах которой существует жизнь. Однако
более чёткого определения он так и не дал, поэтому определённости в понимании
того, что же такое биосфера, долгое время не было (да и сейчас ещё сохраняется
немалая путаница при его употреблении). Но очень долгое время биосферу понимали
просто как оболочку, в пределах которой распространена жизнь. С точки зрения
современной науки такое понимание слишком поверхностно, можно даже сказать,
примитивно - хотя оно и сейчас свойственно довольно многим людям, и даже в
учебниках нередко встречается. На рубеже XIX-XX веков многие географы, геологи, биологи стали применять термин
«биосфера», чаще всего имея в виду совокупность всех живых организмов населяющих
Землю. Трудно не заметить явные несуразности в такой трактовке. Во-первых, отдельные животные и растения обособлены друг от друга, они не могут
вместе образовывать какую-либо целостную оболочку, «сферу». Живые организмы не
существуют сами по себе. Населяющие любую местность животные и растения
объединены в устроенные различным образом сообщества, в которых все члены так
или иначе зависят друг от друга. Во-вторых, это противоречит сути термина в понимании его автора, Э. Зюсса. Ведь
он явно имел в виду под биосферой оболочку, в которой существует жизнь. А отнюдь
не сами по себе живые организмы, взятые в отрыве от среды своего обитания. Ведь
очевидно, что никакая жизнь не существует вне связи с неживым веществом, причем
связи взаимной: само существование живых организмов впрямую зависит от неживого
вещества, необходимого им для питания и дыхания, а с другой стороны,
деятельность живых организмов приводит к значительным изменениям в неживой
природе. В любом районе, в любой местности существуют свои природные комплексы,
со своими особенностями связей между живыми организмами, между живым и неживым
веществом. Но и сами природные комплексы различных районов не изолированы друг
от друга. Все они, в конечном счете, объединены в одну сложную природную
систему, охватывающую практически всю географическую оболочку Земли - биосферу.
Попробуем дать более точное определение понятию «биосфера». Пониманием того, что
биосфера - не просто область развития жизни, а система, объединяющая живое и
неживое вещество, мы обязаны одному из величайших ученых в истории человечества
- Владимиру Ивановичу Вернадскому. Он определил биосферу как системную оболочку,
включающую в себя верхнюю часть литосферы, нижние слои атмосферы, гидросферу и
«живое вещество». Последний термин также введён В.И. Вернадским. Так он
обозначил «совокупность живых организмов, выраженную в единицах массы и
энергии». Именно живое вещество, по В.И. Вернадскому, обеспечивает целостность
биосферы как системы, связывая все её компоненты процессами жизнедеятельности.
Биосфера, по Вернадскому – система самоподдерживающаяся, саморегулирующаяся и
самовоспроизводящаяся. Суть функционирования биосферы как системы – обмен
веществом и энергией между её компонентами. И более того: в своих работах, написанных в 20-е -30-е годы ХХ века, В. И.
Вернадский убедительно доказал, что процессы, связанные с возникновением и
развитием биосферы, обеспечили качественное своеобразие всей геологической
эволюции Земли. Очень часто в литературе встречается утверждение, что биосфера – это лишь
составная часть географической оболочки нашей планеты. Поверхность Земли - место
особенное. Только здесь приходят в соприкосновение даже не две, а три резко
различные по своему составу и свойствам оболочки - атмосфера, гидросфера и
земная кора Область такого взаимодействия, в сравнении с размерами всей Земли -
очень тонкая. Она целиком охватывает гидросферу, нижние слои атмосферы (до
высоты примерно в 20 км) и проникает на несколько километров вглубь земной коры.
Многие ученые выделяют ее в особую, географическую оболочку Земли. В чем смысл
выделения такой оболочки? Из курса общей геологии Вам известно, что
географическая оболочка – это комплексная оболочка земного шара, состоящая из
земной коры, гидросферы, нижних слоёв атмосферы, почв, растительных и животных
организмов. Географическая оболочка - оболочка системная. Она представляет собой
сложную природную систему, все части которой связаны друг с другом через их
участие в комплексе разнообразных природных процессов, происходящих при
взаимодействии трех вещественных оболочек. Целостность географической оболочки обусловлена тем, что все слагающие её
названные выше компоненты не просто соприкасаются - они взаимодействуют между
собой. В узком приповерхностном слое образования всех трех оболочек проникают
друг в друга. Вода испаряется и в виде водяного пара попадает в атмосферу, где
снова собирается в капельки и выпадает в виде дождя - не только в моря, но и на
сушу. По трещинам в горных породах дождевые воды проникают в толщу земной коры,
где вступают в различные реакции с ее веществом. Проникает туда и атмосферный
воздух. С другой стороны, частицы минеральных веществ вымываются из земной коры
или даже растворяются в воде, уносятся в моря и океаны, а в виде пыли могут
попадать и в атмосферу на высоту до нескольких километров. постоянно
взаимодействуют между собой. Ведущая роль в этом взаимодействии, по В. И.
Вернадскому, принадлежит живому веществу. Именно оно определяет "лицо" всей
биосферы как системы планетарного масштаба и ее важную геологическую роль. Не
потому, что его много. Наоборот, в количественном отношении доля живого вещества
как раз незначительна. Но именно деятельность живого вещества является той
организующей силой, которая меняет ход природных процессов в географической
оболочке Земли. Появление жизни - закономерный результат развития вещества в
географической оболочке. Есть очень четкая зависимость развития любых систем от
контрастности и разнообразия обстановок. Чем выше разнообразие, тем больше
возможное количество различных видов взаимодействий и их комбинаций; возрастает
само число взаимодействий. В результате, во-первых, ускоряется ход естественных
процессов. Во-вторых, усложняются формы организации вещества. Поэтому не
случайно, что именно в географической оболочке Земли мы сталкиваемся с наиболее
высокими (из всех нам известных) темпами эволюционного развития. И именно здесь
распространяется и приобретает важнейшее значение более высокая и сложная форма
организации вещества во Вселенной - жизнь. Но появившееся живое вещество, в свою очередь, само сразу же начинает изменять
географическую оболочку. Появление живых организмов и их сообществ усложнило
строение географической оболочки, вывело её на новый, более высокий уровень
организованности: Таким образом, географическая оболочка трансформируется в
биосферу. Другими словами биосфера – это качественно новое состояние
географической оболочки нашей планеты. То есть, в современном понимании, биосфера – это не среда жизни, а глобальная система, где в неразрывной связи
существуют, с одной стороны, инертное вещество в твердой, жидкой и газовой
фазах, а с другой – разнообразные формы жизни и их метаболиты. Иначе говоря,
биосферу можно понимать как новое состояние географической оболочки, в которое
она переходит благодаря деятельности живых организмов. Таким образом, биосфера
представляет собой единство живого вещества и пронизанной им наружной части
земного шара. Земная кора, гидросфера и атмосфера - оболочки вещественные: Они отличаются друг
от друга составом и свойствами слагающего их вещества. Географическая оболочка и
биосфера - оболочки системные. Они представляют собой сложную природную систему,
все части которой связаны друг с другом через их участие в комплексе
разнообразных природных процессов, происходящих при взаимодействии трех
вещественных оболочек и живого вещества. 1.1.2. Геохимия биосферы.
История геохимии
Геохимия биосферы является одним из разделов геохимии. Что же такое геохимия?
Место рождения этой науки: Кафедра минералогии Московского университета
Время рождения: 1908-1911 г.г. прошлого столетия «Родители»: В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Ф.У. Кларк, В.М. Гольдшмидт Геохимия – сравнительно молодая наука, изучающая химический состав Земли и ее
оболочек, и протекающие в них химические процессы:
- миграцию химических элементов;
- взаимодействия между ними;
- процессы их концентрации и рассеяния;
- распределение в различных природных средах;
- формирование ассоциаций, то есть закономерных сочетаний, химических
элементов).
Ф.У. Кларк трактовал геохимию лишь как совокупность сведений о химическом
составе земной коры. Но геохимия, выросшая из минералогии, по выражению одного
из ее основоположников В.И. Вернадского, изучает прежде всего историю химических
элементов в природе, их поведение в ходе разнообразных природных процессов. Как известно, историю отдельных атомов, а чаще их комплексов, изучают многие
научные дисциплины: минералогия, петрография, почвоведение, гидрохимия,
физиология растений и животных и т.д. Однако, каждая из них изучает лишь строго
определенный отрезок пути атомов, не ставя своей задачей охватить этот путь в
целом. В результате длинный путь атомов оказывается разбитым на отдельные
дистанции, каждая из которых изучается под особым углом зрения, а,
следовательно, и особыми методами, что создает впечатление их изолированности. Связующую роль как раз и играет геохимия, которая прослеживает
всю историю
поведения и все формы нахождения атом а на Земле, включая и те, с которыми имеют
дело другие науки. История геохимии: Геохимия в качестве самостоятельного научного направления окончательно
сформировалась в начале ХХ века. Важнейшими предпосылками, обусловившими
появление геохимии как самостоятельного научного направления явились величайшие
открытия в химии и физике на рубеже XIX-XX и в начале ХХ века, а именно:
- появление высокоточных методов спектрального и рентгеноспектрального анализа,
позволяющих обнаруживать и определять химические элементы, присутствующие даже в
ничтожно малых количествах (в том числе, в минералах, горных подах, природных
водах, атмосферном воздухе и живом веществе),
- расшифровка сложной структуры атомов
- появление рентгеноструктурного анализа, совершившего настоящий переворот в
области знаний о структурах кристаллических веществ и жидкостей.
Ф.У. Кларк (1847-1931), начиная с конца XIX в., изучал распределение химических
элементов в литосфере и слагающих ее горных породах. Отобрав 880 наиболее точных
химических анализов горных пород, Кларк в 1889 году впервые вычислил в них
среднее содержание 10 химических элементов. В связи с чем именно Кларка
американцы считают основоположником геохимии. Но он понимал геохимию очень узко,
только как науку о химическом составе земной коры, нацеленную на изучение
современного состояния, в первую очередь, результата тех или иных процессов, а
не самих процессов как таковых. Более целостный и разносторонний подход существовал у другого основоположника
этой науки, В.И. Вернадского, который пришел к ней от минералогии через
генетическую минералогию. Вернадский был учеником Докучаева, до него
возглавлявшего кафедру минералогии в Санкт-Петербургском университете. Важно,
что именно Вернадскому принадлежит определение геохимии как «истории химических
элементов», то есть науки, изучающей процессы их миграции. Таким образом, акцент
оказался смещен с результата на сам процесс, так как и сам результат каждой
химической реакции и их совокупности это лишь состояние на какой-то момент
времени, только один мгновенный срез с бесконечного процесса круговорота
химических элементов. Поражает широта взглядов и разносторонние знания этого
человека, ставшего основоположником гидрогеохимии, радиогеохимии, биогеохимии,
учения о биосфере и концепции ноосферогенеза. Он во многом опередил свое время,
остался не понятым многими современниками, и его огромный вклад в науку
оказались способны оценить (и то еще далеко не до конца) лишь потомки.
Философский склад ума, замечательное умение видеть в единичных фактах проявление
общих закономерностей природы, позволили ученому создать представление о
«неминеральной» или рассеянной форме нахождения химических элементов в природе и
придти к выводу о том, что «все элементы есть везде». А.Е. Ферсман - ученик и ближайший последователь Вернадского, впервые прочитал в
1912 году курс геохимии для студентов Народного университета им. А.Л. Шанявского
в Москве. Он внес огромный вклад в изучение геохимии глубинных процессов,
региональной геохимии СССР, в разработку геохимических методов поисков полезных
ископаемых. Является автором фундаментального четырехтомника «Геохимия»
(1933-1939), выходом которого фактически подведен итог первого этапа становления
новой научной дисциплины. В 20-е годы прошлого столетия А.Е. Ферсман впервые
начал заниматься геохимией техногенеза, но тогда это направление не привлекло
внимания других ученых. Кого же следует считать более крупным геохимиком – В.И. Вернадского или
А.Е.Ферсмана? Оба эти выдающиеся ученые не только являлись основоположниками
нового научного направления, но и внесли огромный вклад в дальнейшее развитие
геохимии. Так случилось, что при жизни значительно больше лавров и почестей
досталось А.Е.Ферсману. Глубину учения Вернадского современники не до конца
поняли, да и власти подозрительно относились к его «идеалистическим» идеям. Но с
течением времени значимость фигуры В.И. Вернадского становится всё очевиднее.
В.М. Гольдшмидт в 1910– 30-е годы прошлого столетия проводил фундаментальные
исследования в области геохимии минерального вещества земной коры. Изучал
закономерности формирования минеральных ассоциаций в зависимости от набора и
соотношения химических элементов и физико-химических параметров среды. Он внес
огромный вклад в кристаллохимические исследования, создание таблицы размеров
атомных и ионных радиусов, изучение явлений изоморфизма. В.М.Гольдшмидту и
В.И.Вернадскому принадлежат первые геохимические классификации элементов,
сохраняющие своё значение до настоящего времени. Со второй половины ХХ в. происходит бурное развитие отдельных направлений в
геохимии. Для нас важнее всего геохимия гипергенных (поверхностных) процессов и
геохимических процессов в биосфере. Б.Б. Полынов (40-50-е гг.) сформулировал основные идеи геологии и геохимии
ландшафта. Центром полыновской научной школы был Почвенный институт им. В.В.
Докучаева в Москве. «Очерки геохимии ландшафта» А.И. Перельмана (1955) стали первым монографическим
изложением основ этой науки. В МГУ им, совместно с М.А. Глазовской была создана
кафедра Геохимии ландшафта. В последние годы интенсивно развивается биогеохимия. Самостоятельными
направлениями стали органическая геохимия (геохимия рассеянного органического
вещества, геохимия угля, нефти и газа), палеобиохимия. Большой вклад в развитие
различных направлений геохимии биосферы внесли В.В. Добровольский, А.С. Орлов,
О.С. Безуглова и др. Возникает вопрос: зачем же геохимия биосферы нужна экологам? Во-первых, ни один организм, ни одно сообщество организмов не могут существовать
вне связи с внешней средой. А одной из важнейших особенностей среды является ее
химизм. Знание химизма среды – необходимое условие для понимания закономерностей
существования любого сообщества организмов. Изменение содержаний любого из
химических элементов и их соединений может происходить в широком диапазоне - от
оптимального до крайне неблагоприятного и даже губительного. Во-вторых, что особенно важно для экологов, недостаточно просто уметь определить
содержания химических элементов в тех или иных компонентах среды и правильно
обрабатывать и интерпретировать результаты анализов. Ведь Вам предстоит иметь
дело с весьма динамическими природными системами. Химические элементы на Земле
непрерывно переходят из одной формы в другую, активно мигрируют (переносятся
различными способами) с одной территории на другую, т.е. откуда-то выносятся и
где-то концентрируются. И существенную роль в миграции и перераспределении
химических элементов на нашей планете играют живые организмы. Все эти процессы
подчиняются определенным закономерностям, которые нужно понимать. Это – основное
в дисциплине «Геохимия биосферы». С другой стороны - без понимания
закономерностей процессов миграции химических элементов в природных и
техногенных ландшафтах невозможно разобраться во влиянии химизма среды на
организмы и их сообщества. Подчеркивая особое значение геохимии, уже почти сто лет назад В.И. Вернадский
писал: «Знание достижений геохимии одинаково необходимо для химика, минералога,
биолога, геолога и географа. Ее искания сталкиваются с областью, охваченной
физикой, и подходят к самым общим проблемам естествознания. С ними неизбежно
должна считаться философская мысль. Ее положения играют все большую и большую
роль в понимании учения о полезных ископаемых и начинают входить в область
земледелия и лечения» С тех пор значение геохимии для специалистов различного
профиля , занимающихся изучением геосистем разного ранга, еще более возросло. Для будущих экологов особенно важно научиться разбираться также и в сложном
механизме влияния человеческой деятельности на хрупкий организм биосферы, чтобы
научиться предвидеть не только непосредственные, но и отдаленные последствия тех
или иных действий. Поэтому важнейшая задача, которая ставилась при введении в программу для
студентов экологических специальностей курса «Геохимии биосферы» – чтобы из стен
ВУЗа не выходили «специалисты», не способные понимать процессы развития
экосистем на геохимическом уровне, прогнозировать их развитие. При современных
масштабах развития техногенеза это чревато слишком серьезными экологическими
последствиями. В нашем лекционном курсе основное внимание будет уделено наиболее
общим, фундаментальным закономерностям, определяющим ход химических процессов в
биосфере. Придется вспоминать и некоторые наиболее важные моменты из химии,
физики и общей геологии. А на практических занятиях Вам предстоит познакомиться
с основными методами, имеющими наиболее важное значение для выполнения
геохимических, биогеохимических и эколого-геохимических исследований, а также
овладеть методикой сбора и обработки геохимической информации.
1.1.3 Методология геохимии и геохимии биосферы
Давайте разберемся какие основные задачи ставит перед собой геохимия и ее
раздел- геохимия биосферы, а также познакомимся с основными методами, терминами
и понятиями, без которых нам не обойтись при изучении данного курса. Как следует
из самого названия, - геохимия – научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке
химии с геологическими и географическими науками. В чем ее специфика? Лучше
всего она выявляется при сопоставлении геохимии с общей химией. Каковы же
основные различия химии и геохимии (химического и геохимического мышления)?
- Предметом химии является изучение любых возможных взаимодействий между
различными химическими элементами и их соединениями. При этом в лаборатории
можно искусственно создать практически любые концентрации взаимодействующих
компонентов. Геохимия же изучает лишь те взаимодействия, которые реализуются в
тех или иных реальных природных процессах, что определяется относительной
распространенностью химических элементов. То есть, важно не только наличие тех
или иных химических элементов в системе, но и величины содержаний этих
элементов.
- Химия изучает характер и результаты каждого конкретного взаимодействия двух
или нескольких веществ (отдельных химических реакций). Геохимия же рассматривает
совокупные результаты множества таких взаимодействий в том или ином природном
процессе за весьма большие промежутки времени – тысячи, десятки тысяч, миллионы
и даже миллиарды лет (интегральность геохимического мышления). Соответственно,
её предметом является поведение не только отдельных элементов, но и ассоциаций
большого числа элементов в этих процессах. Кроме того, геохимия рассматривает
направленность развития конкретных природных химических процессов во времени
(историчность геохимического мышления).
Геохимия тесно связана с очень широким кругом фундаментальных естественных наук,
включая и их прикладные направления:
- химическими (физическая химия, органическая и неорганическая химия, методами
химического анализа)
- геологическими (общей и региональной геологией, геохимией, минералогией,
литологией, гидрогеологией, поисками полезных ископаемых и др.);
- географическими (ландшафтоведение)
Теснейшая связь существует у геохимии с космохимией: геохимия опирается на
данные космохимии, позволяющие глубже познать закономерности распространения
химических элементов в природе (в эволюционном аспекте). Не случайно многие
учебники по геохимии начинаются с разделов по космохимии; Для нас очень важна связь геохимии с биологическими науками, так как в природные
системах атомы химических элементов в процессе своей миграции попадают в состав
живых организмов, да и вне организмов среда миграции атомов в значительной мере
трансформирована процессами жизнедеятельности животных и растений. Геохимия биосферы – раздел науки, изучающей жизнедеятельность организмов в
качестве ведущего фактора миграции и перераспределения химических элементов на
Земле, а также процессы массобмена химических элементов между живыми организмами
и окружающей средой. Поэтому основными задачами геохимии биосферы являются:
- Изучение путей биогеохимической миграции химических элементов и анализ
биогеохимических циклов миграции.
- Исследование географических закономерностей распределения химических
элементов, используемых живыми организмами.
- Изучение биосферы как единой системы, в которой тесно взаимодействуют живое
вещество и минеральные компоненты.
- Изучение влияния жизни на историю земных химических элементов, их миграцию и
накопление, участие живого вещества в геохимических процессах зоны гипергенеза и
почвообразования.
- Изучение особенностей химического обмена в системе человек-другие живые организмы-окружающая среда.
- Изучение химического состава живых организмов и роли химических элементов в
развитии живых организмов. Установление оптимальных потребностей живых
организмов в различных химических элементах.
7. Изучение влияния технического прогресса на процессы в биосфере. Геохимия биосферы теснейшим образом связана с биологией, биохимией и такими
комплексными науками, как почвоведение, ландшафтоведение и экология. Некоторые
ведущие учёные (В.В. Добровольский, А.И. Перельман) пришли к выводу, что
процессы интеграции в развитии науки достигли к настоящему времени таких
масштабов, что разграничение между такими областями науки, как биогеохимия,
почвоведение, экология и геохимия ландшафтов стало весьма условным и они всё
теснее переплетаются между собой. Естественно, как и у любой другой науки, у геохимии в целом и геохимии биосферы,
в частности, существует собственная методология. Общая методология геохимических исследований включает:
- Геохимическое опробование. Отбор проб вещества из различных природных
объектов для определения их химического состава.
- Аналитические исследования: определение содержаний химических элементов и
форм их нахождения.
- Математическую обработку результатов аналитических исследований: определение
статистических параметров, построение графиков и диаграмм, различные виды
математического анализа (факторный анализ и др.) (тема 1).
- Научный анализ и синтез полученных результатов: изучение закономерностей
распределения химических элементов в природе, процессов их миграции,
концентрации и рассеяния, формирования закономерных ассоциаций (парагенезов),
геохимической зональности и т.д.
Методологические особенности геохимии биосферы:
- Изучение геохимического поведения отдельных элементов, а также
изменения вещества, энергии и информации в биосфере.
Энергия, с точки зрения физики – способность объекта или системы производить
работу. Энергия не может появляться и исчезать, она может только накапливаться в
разных системах или объектах, а может переходить: если в одной системе энергии
стало больше, значит, в другой на столько же ее стало меньше. Энергия может
переходить из одного состояния в другое, по разному проявляться в разных
системах. Всё, что касается передачи или преобразования энергии, подчиняется
соответствующим физическим законам. Это относится и к энергетическим процессам в
в том числе с населяющими их живыми организмами. Традиционный подход к изучению природных процессов предполагал, что для
понимания любого процесса достаточно установить как изменяются в нем вещество и
энергия. Во второй половине прошлого века к этим двум аспектам добавился третий
– информационный. Информация - (от латинского слова: "информатио" - сообщаю или
рассказываю) это любые сведения, которые могут передаваться от человека к
человеку, от человека к животному, от животного к животному, от человека к
машине, от машины к человеку и т.д. Информация трактуется как одно из
фундаментальных научных понятий того же ранга, что и вещество. Энергия,
пространство, время. Кроме социальной и биологической информации можно говорить
и об информации в неживой природе. Анализ биогеохимических процессов с
информационных позиций приобретает все большее значение. Информация, как и энергия, может находиться в разных состояниях, переходить или
переводиться из одного состояния в другое. Причем и на восприятие информации
(как говорят - считывание), и на ее изменение уходит много энергии. Информация - наиболее плохо изученное явление в нашем мире. Закон сохранения и
преобразования энергии известен гораздо лучше, чем законы существования
информации. Изучение информации человечеством, по сути, только начинается.
- Системный подход. Информационный подход. Изучение биогеохимических систем на
основе общей теории систем с точки зрения кибернетики и синергетики.
Все, что наблюдаем, можно представить в виде системы.
Система - это объект,
состоящий из множества связанных между собой более мелких объектов. Каждый из
Вас - тоже система, состоящая из рук, ног, головы, желудка, сердца, глаз, носа,
ушей и т.д. Все части Вашего тела и все органы являются элементами системы, и
без каждого из них и всей системы не будет, верно? Каждый из элементов также
можно представить себе как систему иного ранга, состоящую из еще более простых
элементов. Например, голова - это элемент в системе "человек", тогда глаза, уши,
рот, нос, мозг - тоже элементы в системе "голова".
К системам различного ранга относятся Земля в целом, каждая из ее оболочек,
биосфера, почва, живой организм и т.д. Географическая оболочка и биосфера могут
рассматриваться как природные системы наиболее высокого, глобального уровня
организации. В свою очередь, в их составе могут быть выделены многочисленные и
разнообразные системы более низких рангов. Поскольку мы сами выделяем элементы системы, которые рассматриваем,, получается,
что для каждого объекта можно придумать много разных систем и каждая система
отразит разные качества этого объекта. Чтобы система отражала самые основные
качества объекта, надо в ней выделить самые главные, именно ему присущие
элементы. Это устройство системы называется структура. Для каждой системы характерны
противоположные процессы, связывающие ее части в единое целое. Таким образом,
структура – это совокупность составных частей системы и способ связи между ними. Общая теория систем различает прямые и обратные связи. Обратная связь
положительна, когда результат процесса усиливает его и система эволюционирует,
т.е. все более удаляется от исходного состояния. Обратная связь отрицательна,
когда результат процесса ослабляет этот процесс и стабилизирует систему, т.е
восстанавливает ее исходное состояние. В результате действия отрицательной
обратной связи в системе возможно саморегулирование. Во многих системах существует структурный центр – главная ее часть, определяющая
своеобразие данной системы. К таким централизованным системам относятся
Солнечная система (центр – Солнце), животные и человек (центр – мозг), ландшафт
(центр – растительный покров водоразделов), предприятие (центр- дирекция) и т.д.
Существуют также нецентрализованные (не имеющие центра), бицентрические (с двумя
равноправными центрами) и полицентрические ( с множеством центров) системы.
Структуру можно представить как систему, в которой выделены главные элементы.
Обратите внимание: мы сами выделяем нужные нам элементы систем, чтобы лучше
понять изучаемые объекты. Очень важно понять, какие же элементы в системе самые
главные. Например, палец - это элемент системы "человек", мозг - элемент той же
системы. Какой из них важнее? Конечно, мозг. Без пальца человек будет жить и
сохранит все, чем отличается от любого другого животного, а вот без мозга он
жить не сможет. Именно благодаря своему большому и сложно устроенному мозгу он
может быть именно человеком с его сложным поведением и умением думать.
Исследование любой системы следует начинать с изучения ее центра. Ученые разделяют системы на
статические и динамические. Элементы, из которых
состоит статическая система, неподвижны, и потому сама система не способна
изменяться, если на нее ничто не воздействует извне. А в динамической системе
элементы подвижны, связи между ними сложнее, и сама система способна к
самопроизвольным изменениям.
Геохимия в целом и геохимия биосферы, в частности, изучает те же системы, что и
другие науки о Земле, но их специфика состоит в изучении этих систем на
атомарном уровне. Системы, изучаемые в геохимии можно разделить на четыре
основных типа:
- Абиогенные системы, включающие лишь неорганическое вещество
- Биологические системы – живые организмы и их ассоциации, например, биоценозы
- Биокосные системы, для которых характерно тесное взаимопроникновение живых
организмов и неорганической («косной» по В.И. Вернадскому) материи. Например,
почвы, коры выветривания, ландшафты, океаны и т.д. Самая крупная биокосная
система – биосфера.
- Техногенные системы – промышленные предприятия, города, транспортные артерии
и т.д.
При изучении систем необходимо исследовать их вещество, энергетику, информацию.
Информационный подход приобретает особенно большое значение, т.к. с ним связаны
понятия центр, структура, обратная связь, сложность, упорядоченность,
самоорганизация и другие важные характеристики систем. При системных
исследованиях в геохимии применяются методы общей теории систем, теории
информации, кибернетики. Для многих систем характерны нелинейные соотношения, когда незначительный по
интенсивности сигнал приводит к крупным (иногда даже катастрофическим)
изменениям в системе. К подобным системам относится и биосфера.
- Эволюционный подход. Изучение геохимической эволюции биосферы, ее изменения
во времени (принцип историзма)
Это важнейший методологический принцип геохимии и биогеохимии. В былые
геологические эпохи химический состав оболочек Земли существенно отличался от
сегодняшнего и миграция химических элементов протекала не так, как сейчас. Важное значение и в геохимии в целом, и в геохимии биосферы имеет и
картографический метод исследования (изучение пространственных, географических
закономерностей миграции химических элементов). По мере развития геохимии изменялось и расширялось понимание её значения.
Вначале делался основной упор на прикладное значение этой науки для поисков
рудных месторождений. В дальнейшем росло осознание значения геохимии для
комплексного понимания природных процессов в, для экологических исследований.
Здоровье человека, животных и растений во многом определяется содержанием
(дефицитом или избытком) различных химических элементов в окружающей среде. В
последнее время всё более возрастает понимание значения геохимии для решения
проблемы загрязнения окружающей среды.
|