1.4.2. Философские методы познания как выражение
метатеоретического уровня научного познания
В процессе отделения естествознания от философии образовался «разрыв» между метафизикой и «физикой», а соответственно, как позднее стали артикулировать, между философией и наукой. Поэтому, естественно, что исторически проблема метода разрабатывалась в философии8. О научных методах познания мы будем говорить особо, здесь же остановимся подробнее на философской методологии.
Философский метод способен оказать положительное воздействие не только своими категориями, но и принципами, и законами. Философию всегда интересовал вопрос, находится ли мир мир природы, мир человека в движении, изменении, развитии, или в нем преобладают покой, устойчивость и неизменность. В истории философии сформировалось два методологических принципа, решающих эту проблему на предельно общих основаниях. Поэтому предельно общие методы относятся к такому уровню научного познания, в котором они регулируют рациональное мышление вообще. Их называют предельными, так как сфера их применения выходит за рамки отдельных наук в метафизическую область философскую область или же характеризует научную деятельность в чисто теоретических сферах наук, теоретической физике, химии или других предметных областях метатеоретического уровня. Прежде всего, в силу важности этого вопроса, выделим еще раз роль философии в научном познании.
При изучении любого объекта исследователь смотрит на него сквозь призму той онтологической модели реальности, которую он считает правильной. Следовательно, онтологический аспект определяет ту онтическую установку, с позиций которой исследователь (часто совершенно бессознательно) подходит к изучаемой предметной области9. С другой стороны, у каждого исследователя, обычно еще до начала его работы, имеется определенное представление о том, какова должна быть в общих чертах цепочка познавательных процедур и их результатов, чтобы кратчайшим путем достичь истины. Но такая мыслительная цепочка представляет собой некоторое идеализированное представление, так как реальные исследования всегда содержат множество отступлений (зигзагов, колебаний, ошибок) от идеализированного случая. Это как раз и есть гносеологический аспект, который определяет стиль научно-исследовательской работы, избираемый ученым, и методы для решения проблемы.
Философия способна оказывать воздействие на методологию научного познания понятиями, принципами и законами. Философский метод выступает ингибитором как научного знания, так и своего собственного познания. В этом плане и обнаруживается зависимость философского метода от философского мировоззрения. В арсенале философской методологии различают как традиционные классические методы: диалектика и метафизика, так и неклассические, как синергетика, эвристика, герменевтика, феноменология и другие. Между ними существует связующее звено, в качестве которого выступают различные методологические процедуры или операции.
Центральное место среди мыслительных процедур в философии занимает умозрение. Следует признать, что термину «умозрение», не повезло. Действительно, в справочных изданиях умозрение толкуется как идеалистически ориентированное философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта10.
Наиболее корректным является семантическое значение «умное зрение», так же его понимали в античности как истину, открытую очами разума. Другой мыслительной процедурой является рефлексия, которая определяет тип мышления, нацеленный на размышление о всеобщем в познавательной и духовной деятельности. Как диалектический, так и метафизический метод своим содержательно процедурным основанием опирается именно на умозрение и рефлексию, хотя и в разных отношениях. Отношения определяются включенностью в этот процесс субъекта познания, как носителя и репрезентатора этих процедур. В данном контексте субъективное влияние на метод возрастает, поскольку как умозрение, так и рефлексия, и другие мыслительные операции, можно сказать, совпадают с сущностью рационально–теоретического отношения человека (субъект познания) к миру, а, значит, они совпадают с мышлением в целом. Остановимся, подробнее, прежде всего на традиционной философской методологии: диалектическом и метафизическом методах познания.
Поскольку диалектический метод является актуальным и для философии и для науки, постольку рассмотрим его более подробно. Этимологически диалектика11 означает (разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение). При этом важно уловить не столько лингвистическое сродство диалектики и диалога, сколько их функциональное и смысловое различие. Диалог означает событие или процесс словесного общения, столкновение встречных точек зрения, в то время как диалектика означает мастерство речевого или мыслительного поведения, умение искусно защищать или опровергать то или иное утверждение путëм его сопоставления с другими, противоречащими ему высказываниями. Однако диалектику было бы неправильно сводить к искусству виртуозного оперирования понятиями, хотя элемент логического искусства не чужд этому философскому методу. По своей сути и назначению диалектика нечто большее, чем техника искусной игры в понятия, или, как говорил Герман Гессе, «игры в бисер».
Со времëн античности (в лице Сократа, Платона, Аристотеля) до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к трансформации в научно-теоретический способ мышления, в методологию не только философского, но и научного познания. В качестве метода теоретического мышления диалектика может быть определена как совокупность субъективно осознанных, объективно обусловленных и практически оправданных приëмов и навыков познавательной и общественно-преобразующей деятельности человека.
Располагая многообразием приëмов и средств познания, диалектика, разумеется, не обладает монополией на истину и не притязает на безальтернативный еë поиск. Она вовсе не даëт директив и предписаний к раскрытию всех тайн мироздания. Истина для неë не результат, а цель и смысл познания. Поэтому она терпима к любому непредубеждëнному взгляду на мир и сама являет образец логически непротиворечивого, культурно развитого и раскрепощенного от догм мышления. В своей целостности диалектика есть органическое многообразие родственных и генетически становящихся понятий, дающих в своей целокупности отражение сущностного строения объективной реальности. Как и всякая система вообще, она внутренне субординирована, имеет свою иерархию. Прежде всего, диалектика опирается на принципы. Это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи, установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих понятий и суждений процесса познания. В здании диалектики принципы образуют еë фундамент, поскольку отражают фундаментальные основания процесса познания таких объектов, как мир и человек. На них покоятся, ими одухотворяются любые философские и научные замыслы и начинания. От них исходит и ими движется любой научный поиск. Типичным примером является связь причинно-следственной зависимости, раскрывающаяся в принципе детерминизма. Человеку издавна было свойственно убеждение в том, что любое явление в своëм возникновении и существовании обусловлено каким-то другим, порождающим его фактором. В древней философии это всеобщее убеждение приняло форму правила: ничто из ничего не возникает. В дальнейшем обыденное представление о всеобщей обусловленности вещей и событий нашло своë категориальное выражение в понятии причинности. Тип отношений между объектами, когда один из них при определенных обстоятельствах даëт бытие другому. Явления, находящиеся в отношении причинности, есть причина и следствие. При этом, причина явление порождающее, а следствие порождаемое. Поскольку между причиной и следствием зависимость генетическая, то их по необходимости должен разделять временной промежуток, т.е. причина по времени опережает следствие.
Следует иметь в виду, что причинность и детерминизм можно использовать как синонимы, а можно и разводить их смысловые характеристики. В данном аспекте мы их отождествляем, поскольку детерминизм выражает причинно-следственную зависимость в еë наиболее общем виде, универсальной значимости связи явлений. В нëм запечатлена сквозная взаимообусловленность бытия, всех отдельных явлений и универсума в целом.
Принцип каузальности. По сравнению с первым принципом каузальность не обладает универсальностью значения. Наоборот, она означает связь причины и следствия в еë узко определëнном контексте. Причина и следствие фиксируются здесь как локальные и конкретные агенты взаимодействия. В связи с этим Ленин в «Философских тетрадях» называет каузальность малой частичкой всемирной связи. Он придаëт такому толкованию особый смысл, выделяя его рамкой: «Каузальность, обычно нами понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи, но (материалистическое добавление) частичка не субъективной, а объективной реальной связи»6.
Таким образом, диалектика есть целостная система принципов, законов, категорий и элементов. В своëм внутреннем основании и мировоззренческой направленности она едина, в предметном проявлении и формах выражения разнообразна. В своих исходных установках она устойчива, а в конкретных приложениях и исторических воплощениях изменчива. Такое совмещение в диалектике противоположных сторон противоречиво, но противоречие как раз и есть достоинство, сущностный признак диалектического мышления. Более того, свободный от противоречий подход к действительности противопоказан диалектике, ибо еë коренное требование именно в том и состоит, чтобы постичь свой предмет через диалог мысли, через синтез взаимоисключающих (альтернативных) и взаимопредполагающих мнений и точек зрения. Этот диалогический характер мышления отчëтливо просматривается в двух основных принципах диалектики принципе всеобщей связи и принципе развития. Принцип всеобщей связи и принцип развития в качестве ключевых принципов берутся не случайно. Их синтетическое единство, как и каждое из них в отдельности, касается сущностного ядра диалектики и служит основанием для еë научного определения. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи». Это положение одно из важнейших и начальных в понимании диалектики. Оно фиксирует структурно-устойчивый план предметов и бытия в целом и требует структурно-системного подхода к их изучению. Разумеется, категория связи в философии не имеет ничего общего с обыденно-эмпирическими ассоциациями: связь понимается не как непосредственное соприкосновение и неразрывность вещей, а как универсальное внутреннее взаимодействие, многократно опосредованная и закономерная непрерывность существующего.
При всей своей всеобщности и многогранности понятие связи, тем не менее, вполне определëнно и содержательно конкретно. Оно акцентировано на структурном постоянстве, коррелятивной соотнесëнности явлений и их законов. Понятие связи не исчерпывает сути диалектики. События и предметы не только одновременно соотнесены в пространстве, не только координированы «горизонтально», т.е. не просто существуют, но что ещë важнее, существуют как движущиеся и развивающиеся объекты. Их единство развëртывается как органически детерминированный во времени процесс, «вертикальное» восхождение, рост и развитие. Бытие в его движении и становлении отражается мышлением не иначе как временное бытие. Здесь фиксируется уже другой срез бытия, который обнаруживает, что предметы и процессы не только коррелятивны, устойчиво соотнесены между собой, но и подвержены возникновению и исчезновению, имеют своë начало и конец, т.е. относительны и преходящи в своëм существовании.
Учение, которое постигает движение и развитие в качестве универсальной характеристики бытия, и есть диалектика. Налицо два определения диалектики: наука о всеобщих связях и наука о всеобщих законах развития. Каждое из этих определений отражает противоположные моменты действительности, и поэтому вместе они передают противоречивую, диалектическую сущность бытия и потому способны дополнять друг друга.
Действительно, связь, понимаемая как всесторонняя и универсальная, включает в себя развитие в качестве своей неотделимой принадлежности. Связь вне развития уже не действительная, а искажëнная или упрощенная, такую связь можно только вообразить. С другой стороны, только плоско понимаемое развитие мыслимо вне связи. Развитие в его конкретно-диалектическом содержании, в «его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде», по словам Ленина, такое развитие предполагает связь и осуществляется как движение органически единого многообразия объектов, как становление связанных между собой причинных и целевых мотивов. Органическое развитие, т.е. развитие как закон, само по себе есть саморазвивающаяся связь. Таким образом, развитие и связь противоположные принципы, но в своей противоположности они нераздельны и образуют противоречие сущность диалектического способа рассмотрения. В своей нераздельности они отражают реальное двуединство бытия, его дуальность, его бинарность как единство противоположностей природы, общества и мышления: устойчивости и изменчивости, системности и поступательности.
Категории диалектики. В них диалектические принципы находят ещë более развëрнутую детализацию. Это понятия, в которых и через которые осуществляется не только философское, но и научное мышление. Их природа в основном та же, что и природа обычных философских понятий. Их связная целостность образует еë мыслительный аппарат, систему знания. В системе знания находят отражение существенные стороны еë объекта. Если сказать, что категория есть «единица» языка философии, то разговор на этом языке есть само философствование, философское мышление. Тем более это относится к диалектическим категориям. Это предельно широкие философские понятия, которые выражают всеобщие характеристики и отношения, свойственные всем без исключения явлениям материального и духовного мира. Наиболее тесно категории диалектики связаны с законами диалектики. Не случайно категории справедливо именуются неосновными (в отличие от основных) законами диалектики.
Категориальный ряд диалектики образуют следующие парные понятия: общее и (частное) единичное; тождество и различие; сущность и явление; качество и количество; возможность и действительность; необходимость и случайность; форма и содержание, элементы и структура. Так называются предельно дробные структурные единицы диалектики. В.И. Ленин в работе «Карл Маркс» определил их как «черты» диалектики. Все эти категории парные, но каждая из этих пар может быть представлена как элемент. Элемент это текстуальное или контекстуальное выражение статичного «момента» диалектики в виде признаков, свойств и черт. Число элементов условно и определяется исследовательской ситуацией, задачами познания.
Законы диалектики. В них выражается и формулируется самое существо еë принципов и категорий. Сам по себе закон это понятие, в котором фиксируются внутренне устойчивые, необходимые общие и повторяющиеся свойства и отношения действительности.
Сущность закона не в отдельных явлениях и не в их механической совокупности, он (закон) их синтез, связь, общий смысл и порядок существования. Иными словами, закон есть существенное явление, существенное отношение. Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область применения, ибо выражают такие отношения и связи между явлениями, которые в равной степени присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Общепризнанными являются три закона диалектики, все они конкретизируют принцип изменения и развития: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.
В материалистической диалектике еë ядром считается закон единства и борьбы противоположностей. Содержание закона: источником развития всех природных, социальных и духовных объектов и процессов является взаимосвязь и борьба противоположностей. В иной формулировке он выглядит так: источником развития всех природных, социальных и духовных процессов являются диалектические противоречия.
Для понимания этого закона необходимо выяснить не только содержание категорий «противоположность», «противоречие», но и категорий «взаимосвязь» и «взаимоотрицание», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».
Что представляют собой противоположности? Противоположности это такие основные существенные стороны, части, силы, свойства объектов и процессов, в результате взаимодействия которых возникают движение, развитие этих объектов и процессов. В неорганической природе примерами таких противоположностей являются ядро и электронная оболочка атомов с их противоположными зарядовыми характеристиками (положительная у ядра и отрицательная у электронов); ассоциация (соединение) и диссоциация (разъединение) атомов при химических превращениях веществ. В живой природе это процессы ассимиляции и диссимиляции в ходе обмена веществ живых организмов с окружающей их внешней средой; наследственность и изменчивость признаков и свойств, полученных организмом в наследство. В общественной жизни производительные силы и производственные отношения в структуре способа производства и воспроизводства общественной жизни. В познании это чувственное и рациональное знание. Всë это лишь базовые противоположности различных сфер действительности. В реальном диалектическом процессе взаимоотношения противоположностей не выглядят в таком упрощенном виде, ибо тот или иной природный, социальный, духовный объект или процесс представляет собой целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей. Так, общественный организм на той или иной стадии это не просто синтез производительных сил и производственных отношений, а взаимосвязь противоположностей внутри каждого из этих элементов диалектического процесса. Скажем, производительные силы, в них наличествуют свои противоположности вещные производительные силы и личностные и т.п.
Что представляют собой категории «борьба», «взаимосвязь противоположностей»? Взаимоотрицание (борьба) обозначает полярную, взаимоисключающую направленность, тенденцию действия или характеристику существенного содержания противоположностей. В случае взаимоисключающего зарядового действия ядра и электронов атомов, процессов ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности организмов смысл взаимоотрицания противоположностей очевиден. Иной характер это взаимоисключение носит в природе противоположностей, взаимосвязь которых лежит в основе движения объектов в пространстве и времени. Познание противоположности прерывности и непрерывности пространства и времени, понимание их диалектической связи дают ключ к объяснению природы движения. А в случае взаимоотношения таких противоположностей, как производительные силы и производственные отношения, взаимоотрицания другого порядка.
Категории «взаимосвязь» и «единство» противоположностей обозначают тот факт, что лишь взаимодействуя друг с другом, противоположности образуют объекты и процессы природы, общества и духовной сферы жизни людей. Вне единства и взаимосвязи своих противоположностей объекты и процессы не могут существовать и развиваться. Элементарный пример: человек невозможен без единства противоположностей мужчины и женщины. Это одна из неустранимых граней порядка, строения и динамики развития всех объектов и процессов. А категория «диалектическое противоречие» обозначает отношения, связи и взаимоотрицания противоположностей.
В.И. Ленин в «Философских тетрадях», рассматривая две концепции развития, отмечает: «При первой концепции движения остаëтся в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне бог, субъект). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само»движения»6.
Соотношение категорий «тождество», «различие» и «противоположность» позволяет понять механизм возникновения, развития, разрешения диалектических противоречий. При этом важно учитывать принципиальное различие между разрешением противоречий, которое осуществляется в рамках существующего объекта или процесса, и разрешением противоречий, приводящих к разрушению, отмиранию старого объекта или процесса и возникновению нового. Категория «тождество» в контексте анализа диалектических противоречий обозначает как минимум три взаимосвязанных, но не совпадающих по своему содержанию характеристики. Во-первых, как синоним единства, взаимосвязи: тождество противоположностей как единство противоположностей. Во-вторых, в «Философских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, Ленин пишет: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности при каких условиях они бывают тождественными, превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности за мëртвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую»6. Иллюстрируют эту мысль простейшие примеры превращения возможности, скажем, полëтов на Луну, в действительность. Третье значение категории тождества обозначает самотождественность объекта или процесса самому себе. Ф. Энгельс, в «Диалектике природы», возражая против метафизического понимания тождественности объектов, согласно которому каждый объект есть некое А=А и в этом смысле самотождествен, поясняет, что растение, животное, любая клетка в любой момент своей жизни не только тождественны самим себе, но и отличаются от самих себя благодаря усвоению, выделению вещества, отмиранию клеток. Данные наук свидетельствуют о различии внутри тождества. Именно эти незаметные вначале различия перерастают затем в противоположности, а взаимоотрицание только формирующихся противоположностей перерастает в ярко выраженные противоречия между ними.
В.И. Ленин, рассматривая противоречия, единство и борьбу противоположностей как суть, «ядро» диалектики, придавал огромное значение выявлению специфики диалектики процесса познания и диалектической логики. В чëм состоит эта специфика? Длительное время в отечественной литературе широкое распространение имела точка зрения, согласно которой законы диалектического мышления, его логика несовместимы с законами формально-логического мышления. Спор разгорелся вокруг истолкования взаимоотношения между формально-логическим законом тождества и диалектическим законом противоречивости процесса познания и логики познающего мышления. Формально-логический закон тождества, в соответствии с которым всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, выражается формулой А=А, где под А понимается любая мысль. Совершенно очевидно, что если в ходе рассуждения мы одновременно будем утверждать противоположные мысли, к примеру: «Луна является спутником Земли» и «Луна не является спутником Земли», то одна мысль будет истинной, а другая ложной. Соблюдение же законов формальной логики непременное условие определëнности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности человеческого мышления.
Однако нормы и законы мышления не исчерпываются формальной логикой. Диалектическая логика, признавая противоречивость, изменчивость, развитие понятий, может теоретически адекватно определить этот процесс только при условии соблюдения законов формальной логики.
Как же коррелирует закон тождества формальной логики и закон диалектической логики о подвижности, релятивности взаимопревращения друг в друга противоположных понятий, о противоречии их как сердцевине, ядре логики мышления? Этот вопрос проясняет природа специфической для процесса познания формы развития знания антиномии. Особенности антиномий состоят в том, что, будучи формой постановки познавательных проблем, они фиксируют взаимоисключающие, противоречащие друг другу стороны действительности, полученные в той или иной системе познания, и одновременно являются такими формами развития знания, которые могут приводить к решению проблем, задач только в условиях соблюдения законов формальной логики.
Ещë ранее выдвинутые Зеноном Элейским антиномии, например, «Ахилл и черепаха» (самый быстрый бегун не догонит черепаху, если в движении последней была дана временная «фора) или не менее известная антиномия «Стрела» (летящая стрела в каждый момент своего полëта находится в определëнном месте). Но то, что находится в определëнном месте, в этом месте покоится, однако согласно условиям стрела движется. Примером антиномии может служить также положение К. Маркса, высказанное им в «Капитале»: «Капитал не может возникнуть из обращения и в то же время вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время вне обращения»12. При всëм разнообразии каждой из названных антиномий (к тому же каждый из вас может, привести примеры антиномий из своей предметной области), проблем и различий в их решении они имеют общую основу являются эффективной формой постановки научных проблем. Возьмëм для примера последнюю антиномию (Маркса) и применим к ней некоторые логические процедуры. Если обозначить выражения «возникает из обращения», «покоится» предикатом (Р), а выражения «не возникает из обращения», «не покоится» отрицанием предиката (то есть не-Р), то появляется не только возможность представить отмеченные положения как конъюнкцию (логическую сумму), но и желание использовать их как диалектические суждения. Такой ход мысли приводит к выводу, что на эти положения как на диалектические суждения не распространяется формально-логический закон непротиворечия, два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно.
Несостоятельность такой точки зрения состоит в том, что в соответствии с ней диалектические противоречия совместимы с формально-логическими. Как показал И.С. Нарский, эта ошибочная точка зрения исходит из представления: имеются «некоторые особые логические формы, которые не только отличаются от обычных форм традиционной (или математической) логики, но даже оказываются ею запрещëнными», «конкурируют» с еë разрешëнными формами и претендуют на их частичное или полное «вытеснение и преодоление»13. Вернëмся же к антиномии Маркса. Он еë разрешил путëм анализа взаимосвязи сфер производства и обмена, показав при этом, что взаимоисключающие друг друга в антиномии проблеме утверждения при решении проблемы оказываются синтезированными в формально-логическом непротиворечивом утверждении об объективно диалектическом сочетании, наличии противоречивых свойств у капитала. Аналогичен и путь решения других антиномий, скажем, апорий Зенона. Особый статус антиномий в процессе познания отмечал Кант. Последующий ход развития философской мысли подтвердил одну из ключевых его идей: к примеру, антиномия свободы и необходимости в жизни общества, отдельных людей постоянно «воспроизводится», в частности, в связи с такой формой еë проявления, как антиномия знания и ценностей. Это особые формы диалектически противоречивого единства противоположностей в бытии и познании людей. Изменяются знания, подвижен мир признаваемых людьми ценностей (эпистемологических, этических, художественных и т.п.). Философское да и научное знание по самой своей природе антиномично. В различных системах ценностей одни и те же знания приводят к различным практическим результатам это положение имеет прямое отношение к рассматриваемому нами закону единства и борьбы противоположностей.
Противоречия, являющиеся источником развития, делятся на внешние и внутренние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Поэтому механизм действия данного закона определяется видом противоречия.
В многообразии диалектических связей особое место занимают связи количественные и качественные. Со времëн античности философы пытались выявить природу и место этих связей в строении и динамике мироздания. Например, Пифагор и его школа (пифагорейская), исследуя музыку, числовые соотношения, осмысливая Универсум (Вселенная) в целом, пришли к выводу, что количественные свойства и отношения, выражаемые в числах, являются основой не только гармонии музыкальных произведений, но и «гармонии сфер» Солнечной системы. Более того, как впоследствии отмечал Аристотель, они пришли к выводу, что элементы чисел являются элементами всех вещей.
Качественное своеобразие, т.е. в самом общем виде отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, с различных позиций пытались объяснить Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит. В модификациях воды, воздуха, огня, различных комбинациях атомов в пустоте искали ключ к объяснению специфики качества вещей. Аристотель вводит категории качества и количества как определения фундаментальных свойств природы и познания.
В Средние века утвердилось представление о так называемых скрытых качествах как вечных и неизменных «формах». Каждое чувственно воспринимаемое свойство рассматривалось как предопределëнное скрытым качеством. Развитие подлинного естествознания в Новое время предопределило переход к научной разработке проблемы объективной природы качественной и количественной определëнности этих предметов. Господствующей среди учëных и философов стала теория первичных и вторичных качеств. Такого взгляда придерживались почти все естествоиспытатели от Галилея до Ньютона, философы-эмпирики Т. Гоббс и Д. Локк, философы-рационалисты Р. Декарт и Б. Спиноза. Оно было теснейшим образом связано с состоянием науки о природе, понятиями, которые выработало естествознание того времени. Г. Галилей, например, писал: «Никогда я не стану требовать от внешних тел что-либо иное, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения, для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука; я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы фигуры, число, движение
»14.
Разделяя качества на объективные и субъективные, Галилей не ставит перед собой задачу специального исследования познавательной роли ощущений. Но уже в работах Декарта говорится о причинах, побудивших их к рассмотрению проблем познавательного значения ощущений. Он отвергает теорию «истечения», заимствованную средневековой схоластикой у Демокрита (последний считал, что от всех предметов постоянно происходит истечение образов). Декарт, подобно Галилею, признаëт объективное существование лишь механико-математических качеств, рассматривая остальные качества как субъективные. Относительно «вкуса, запаха, звука, тепла, холода, света, цвета и т.п.», он утверждает, что эти «чувства в действительности не представляют ничего, что существовало бы вне мышления
»15.
Джон Локк, давший название объективным качествам «первичные», а субъективным «вторичные», в своей теории познания поставил актуальную и для современной теории познания проблему о соотношении образного и знакового компонентов чувственного отображения качеств объектов природы.
Лишь крупные открытия в области физики, химии, биологии, генной инженерии позволили преодолеть узость чисто механико-математического и метафизического истолкования качественной определëнности вещей.
Сущность закона состоит в том, что изменение качеств объекта или процесса происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определëнного предела. Будучи всеобщим, т.е. охватывая качественные и количественные изменения природы, общества и духа, закон вскрывает наиболее общий механизм развития и отвечает на вопрос: каким образом осуществляется развитие. Содержание и характер его действия раскрывается через категории: качество, количество, мера, скачок.
Как мы уже рассмотрели выше, качество это внутренняя устойчивая определëнность объекта (или процесса), целостное единство существенных свойств, отличающих его от других объектов или процессов. Качество выражает также то общее, что характерно для класса однородных объектов или процессов.
Какова же связь качества и свойства вещей? Свойства всех объектов и процессов выявляются при их взаимодействии. Какое свойство обнаруживает определëнное вещество, зависит от качества вещества, с которым оно взаимодействует: металлы при соединении с кислородом обнаруживают свойство образовывать окислы, при взаимодействии с кислотами соли. Когда же условия меняются, то свойства вещества тоже изменяются. Классический пример закона перехода количественных изменений в качественные изменение агрегатного состояния воды при изменении температурных данных (жидкое, газообразное, твëрдое).
Количество степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Как правило, если не реально, то потенциально количественная определëнность объектов или процессов измерима либо вычислима средствами математического знания. Материалистическая диалектика рассматривает количество в связи с характеристикой общих, однородных и единых моментов, свойственных различным по своей качественной природе объектам и процессам. Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноимëнными, а следовательно, сравнимыми величинами. Пример периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Мера философская категория, выражающая диалектическое единство качественной и количественной определëнности объектов или процессов. Качество органически обусловлено определëнными количественными характеристиками (агрегатное состояние воды начинает изменяться при нарушении меры температуры). Значит, в интервале меры (от 0 градусов до 100 градусов) количественные характеристики могут меняться до определенного предела, за которым изменение количества приводит к изменению качества или наоборот. Поэтому выход за пределы меры это выход за пределы интервала, зоны, в рамках которых существуют или могут существовать определëнные, качественно отличные процессы или объекты с присущими именно им количественными характеристиками. Иными словами, категория меры указывает на то, что качественно определëнный объект «терпим» далеко не ко всем количественным характеристикам и их изменениям.
Переход от старого качества к новому обозначает категория «скачок». Скачки осуществляются в различных формах. Наиболее существенные различия скачков по способу их осуществления выражается делением на два основных вида: «быстрые» («взрывные») и «постепенные». Их различие становится очевидным, если сопоставлять, с одной стороны, качественные изменения, «скачки», происходящие миллиарды, миллионы или тысячи лет образование галактик, звëздных систем, возникновение новых животных видов, а с другой качественные изменения, происходящие за миллионные доли секунды, месяцы, годы быстрое деление огромного количества ядер урана при взрыве атомной бомбы (уран исчезает, и возникают новые элементы стронций, ксенон); при политической революции за дни и месяцы возникает новая система власти и еë институтов.
Для понимания механизма действия закона большое значение имеет применение общенаучного метода системного или системно-структурного метода познания. Система это совокупность элементов, находящихся в определëнных связях и отношениях друг с другом, образующая единство, целостность. Системы могут различаться физической, химической, биологической, социальной, духовной природой, своей субстратной, функциональной и другими особенностями. Но выработанные теорией систем общие подходы к их пониманию позволяют выявить такие особенности реальных систем, которые при других методах выпадают из поля зрения.
Понятие системы связано с понятиями структура, элементы, связи, отношения, подсистемы. Эвристичность системного метода состоит в следующем: он убедительно показывает, что в отличие от простой суммы элементов тот или иной тип организации их в структуре опять-таки определëнной системы может порождать эффекты, не производящие бессистемных форм связи элементов. При том же числе элементов определëнного множества и том же составе оно по-разному может быть упорядочено и может образовывать разные структуры.
Мировоззренческая и методологическая значимость этого закона сегодня как никогда актуальна. Только количественная фиксация некоторых особенностей современного мира пробуждает или, по крайней мере, должна пробуждать исследовательскую энергию.
Вся логика предыдущих двух законов приводит к постановке вопроса: что такое диалектическое отрицание? Ограничивается ли его содержание категорией взаимоотрицания, которую мы затрагивали в законе единства и борьбы противоположностей? В неявном виде диалектическое отрицание входит в категорию «скачок», так как чем же иным как не отрицанием старого качества новым, является процесс, обозначаемый этой категорией? Может быть диалектическое отрицание это некая сумма указанных примеров отрицания? Но примеры характеризуют только отдельные стороны диалектического отрицания и не сводятся к ним. Иными словами, диалектическое отрицание это такой переход от старого качества к новому, при котором определëнные стороны, элементы содержания старого качества входят (хотя и в преобразованном виде) в содержание нового качества.
Удачно особенности диалектического отрицания характеризуются во «Введении в философию» (М., 2002). Диалектическое отрицание это триединый процесс, включающий в себя деструкции, преодоления, разрушения старого; кумуляции, частичное сохранение, преемственность со старым, конструкции, формирование, созидание нового. Ленин, составляя конспект работы Г. Гегеля «Наука логики», так говорил о содержании закона отрицания отрицания: «
повторение в высшей стадии известных черт, свойств
низшей и
возврат якобы к старому» (отрицание отрицания)»6.
Из такого определения содержания совершенно ясно, что этот закон отвечает на вопрос: куда, в каком направлении идëт развитие. То есть закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости определëнных сторон старого. В структуру этого закона основополагающая для него категория диалектического отрицания входит органически, но тем не менее не исчерпывает его содержания.
Сама структура этого закона подчëркивает, во-первых, непрерывность процесса развития, во-вторых, отрицание первого отрицания указывает на то, что вторым отрицанием как бы восстанавливается на новой, высшей ступени качество, подвергшееся отрицанию в исходном пункте. Что касается первой стороны содержания этого закона, то понимание еë не сопряжено с особыми трудностями, ибо если диалектика признаëт процесс развития в качестве вечного закона и признаëт, что это развитие происходит путëм отрицания старого качества новым (закон взаимоперехода количества в качество), то в силу той же диалектики мы должны признать, что любое качество должно «состариться» и вступить в противоречие с вновь появившимся новым.
Это подтверждает объективная диалектика развития природы, общества и духа. В процессе развития живой природы «вновь» появившиеся виды животных и растений, приспособившиеся к изменившимся условиям внешней среды, перед лицом новых изменений жизненных условий должны были или вымереть, или видоизмениться. Во втором случае они давали новые ветви видов и родов. Таким образом, история животных и растений выступает как вечная смена форм, вечное отрицание старого и возникновение нового.
Существенный момент рассматриваемого закона состоит в том, что отрицание первого отрицания указывает на то, что вторым отрицанием как бы восстанавливается на новой, высшей ступени качество, подвергавшееся отрицанию в исходном пункте развития. Классическим примером действия этого закона является пример с ячменным зерном (Маркс и Энгельс). Биллионы таких зерен размалываются, развариваются и идут на изготовление пива. Но если такое зерно найдет для себя благоприятные условия в почве, то под влиянием влаги и тепла оно прорастëт. В этой связи зерно как таковое прекратит своë существование, т.е. подвергнется отрицанию. Вместо этого зерна появится выросшее из него растение. Оно-то и будет отрицанием зерна. Дальнейший нормальный ход развития этого растения рост, цветение, оплодотворение и снова производство ячменя (зерна). То есть, как только оно созревает, стебель отмирает подвергается отрицанию. В результате такого двойного отрицания (отрицания отрицания) мы снова получим ячменное зëрнышко.
Другой пример из жизни насекомых, например бабочек. Развиваясь из яичка путëм его отрицания, затем, достигнув половой зрелости, бабочки подвергаются оплодотворению и вновь отрицаются, т.е. умирают, как только заканчивается процесс воспроизведения и самка отложит множество яиц.
Закон отрицания отрицания раскрывает не только направление, но и форму развития. Мировоззренческая и методологическая проблема направления и формы развития в философии (в общих концепциях философии природы и философии истории) находила различные, вплоть до противоположных решения. В отношении направления антиномичными были представления о попятном и восходящем развитии, круговом и спиралевидном развитии и т.п.
Большое значение для понимания закона имеет положение о тройственном ритме развития. Понятие «триада» и означает характер такого развития по схеме «тезис-антитезис-синтез». Легко убедиться в аналогии этой схемы диалектической последовательности развития в соответствии с такими этапами как исходное положение отрицание отрицание отрицания. Следует учитывать предупреждение отца диалектики Гегеля, что принцип триад есть всецело поверхностная внешняя сторона способа познания. Правда, сам Гегель часто забывал об этом и придавал этому принципу абсолютное значение, за что и был подвергнут критике Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Анализ содержания закона показывает, что с его позиций проясняются не просто дополнительная по отношению к другим законам сторона, сфера объективной или субъективной диалектики, а органическое взаимопроникновение их в целостном воспроизведении динамичного, бесконечного в своих возможностях и их реализациях такого монолита как мир, одной из самых ярких граней которого является человеческий дух.
История реализации закона отрицания отрицания показала, что развитие идëт от низшего к высшему, от простого к сложному, от регрессивного к прогрессивному, что правда, не исключает и обратного.
Метафизика зародилась одновременно с диалектикой и прошла ряд исторических этапов. Один из них античный (Парменид, Ксенофонт). Это был зачаток общих (универсальных и фундаментальных) наук, общих знаний. Поэтому метафизика была синонимом философии и долгое время выполняла не только мировоззренческую, но и методологическую функцию в науке, поскольку служила способом интеграции частных наук. Поэтому Аристотеля по праву можно назвать первым методологом, в современном значении этого слова, а также «отцом» этого направления весьма плодотворного для своего времени. Однако сам термин «метафизика» (буквально то, что после физики) не аристотелевский. Он был введëн Андроником Родосским в I веке до н.э. в связи с публикацией перипатетиками (так называлась школа Аристотеля) его сочинений. Сам Аристотель применял выражение «первая философия» в отличие от второй философии (физики). Итак, «первая философия» это наука о реальности-по-ту-сторону-физической». Собственно аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира в мир метаэмпирический.
Четыре определения даëт Аристотель метафизике:
- исследование причин, первых, или высших, начал;
- познание «бытия, поскольку оно бытие»;
- знание о субстанции;
- знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
В своих сочинениях Аристотель даëт разметку движения философской мысли. Метафизика, по его мнению, наиболее возвышенная из наук, поскольку есть чистая жажда знания. Поскольку метафизика это исследование первых причин, которые показывают становление, то они могут быть сведены к четырëм: причина формальная, причина материальная, действующая и финальная.
Далее, метафизика есть познание бытия, поскольку оно, бытие, и есть то самое распространëнное понимание метафизики как онтологии. Еë содержанием выступает анализ смысла бытия. Конечно, не будем забывать о том, что все-таки начало метафизике как метода философии положил Парменид16, но Аристотель реформирует метафизику элеатов, бытие имеет не одно, а несколько смыслов. Более того, Аристотель ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по четырëм позициям: бытие как категория; бытие как акт и потенция; бытие как акциденция; бытие как истина (небытие как ложь).
Главную смысловую нагрузку несут в себе категории. Их десять: субстанция (или сущность); качество; количество; отношение; действие; страдание; место; время; иметь; покоиться.
Изначальными характеристиками бытия являются актуальное и потенциальное его значения. Пример: различие между слепцом и человеком зрячим, но с закрытыми глазами. Далее бытие акциденций это бытие случайное и непредвиденное, т.е. тип бытия, который не связан с другим бытием существенным образом. Скажем, случайно, что я говорю именно с вами, но не случайно, что я говорю. И, наконец, бытие как истина это тип бытия, который принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности либо как не соответствующие ей. В «Аналитиках» он не просто строит свою теорию силлогистики, но и внимательнейшим образом изучает процесс индукции, аксиоматики и дедукции. Этот тип бытия изучает логика, отцом которой и является Аристотель.
Средние века ничего не дали в «копилку» метафизики, если не считать схоластики и проблемы универсалий, оформившейся в ее предметной плоскости. Но схоластика лишь косвенно связана с метафизикой, хотя религиозная догматика опирается именно на нее. Логическое завершение метафизика получает в новоевропейской философии (Гольбах, Гельвеций, Вольф, Фейербах).
В заключение отметим, что диалектика (учение о всеобщей cвязи и развитии) и метафизика (учение о неизменности сущего), строго говоря, не являются взаимоисключающими, противоположными методами. Каждый из них своими понятиями и принципами, законами отражает либо динамическую, либо статическую картину мира. Статичная модель мира не может быть отвергнутой, несмотря на большие достижения квантовой физики. Не отрицая «внешней» подвижности бытия, вполне оправданно усматривать некую неизменную «внутреннюю» его основу. Объекты познания и предмет познания могут быть осмыслены двояким образом. Во-первых, через сравнительный анализ с другими объектами, входящими в данный универсум, и, во-вторых, через анализ его собственной природы. Собственная природа объектов наиболее адекватно раскрывается при помощи общенаучных методов познания.
|