Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 3. Как слушать на лекции и семинаре.
Приемы эффективного слушания

Древнегреческий историк Плутарх утверждал: "Научись слушать и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо". Какое отношение эти слова и заявленная тема имеют к студентам первокурсникам? Им столько времени приходится проводить на лекциях и семинарах в качестве СЛУШАТЕЛЕЙ! Надо извлекать пользу из этого громадного количества времени. А это значит, что нужно научиться слушать! Может быть, у кого-то эти слова вызвали недоумение? Как же так, скажет он, все люди, обладающие нормальным слухом, слышат друг друга, общаются, беседуют. Однако слышать и слушать - не совсем одно и то же. СЛЫШАТЬ - это значит физически воспринимать звук. А СЛУШАТЬ - это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемом, понимать значение и смысл воспринимаемых звуков. Именно в этом смысле говорят: "Слушать слушая". Примеров того, когда мы слышим, не слушая, много. Именно так, например, мы чаще всего слушаем дома музыку, занимаясь попутно различными домашними делами. Однако серьезную музыку мы специально идем слушать в театр.

Оказывается, умение слушать является редчайшей способностью. По мнению ученых не более 10 % людей обладают умением выслушать собеседника, спокойно целенаправленно вникнуть в суть того, что говорится. Остальные 90% людей плохо умеют слушать других, особенно если эти слова не затрагивают их интересов. Между тем умение слушать является залогом успешной учебы в вузе. Это необходимое условие правильного понимания сути обсуждаемого вопроса, верной оценки позиции оппонента и существующие с ним разногласия, залог успешного усвоения лекционного материала.

Кстати, это умение является также секретом успешности деловых переговоров и бесед, которые, безусловно, предстоят вам в будущем как специалистам в области своего дела. Но мало того, это также и способ эффективного общения друг с другом, производить приятное впечатление на людей и быть прекрасными собеседниками. Дейл Карнеги в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", говоря о значении умения слушать для эффективности делового общения, пишет следующее: "Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда, никого долго не слушайте. Непрерывно говорите о самом себе. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, когда он закончит. Не слушайте его. Он не так умен как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню? Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы" . Но если вы хотите преуспеть в чем-то, продолжает там же Дейл Карнеги, то стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем. Задавайте вопросы, на которые другому человеку будет приятно отвечать. Поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе и своих достижениях. И слушайте, слушайте, слушайте.

Здесь будет, кстати, следующее лирическое отступление. Американский специалист по риторике Рон Хофф открыл причину того, почему собак любят больше чем людей. Он утверждает, что на протяжении своей жизни среднестатистическая собака намного чаще слышит "я тебя люблю", чем среднестатистический человек. В чем причина того, что собак любят больше, чем людей? Секрет, согласно Рон Хоффу, заключается в том, что, оказывается, собаки в искусстве общения достигли совершенства. Они безукоризненно владеют умением слушать. У них это получается легко и непринужденно. "Попробуйте, пишет он, в следующий раз, когда будете общаться с кем-то, внимательно слушая его, излучайте радость, посмотрите, что из этого получится". "Возможно, собаки знают о том, как надо выступать и слушать, куда больше, чем все преподаватели риторики на свете. Когда вы в следующий раз увидите собаку, подойдите и выступите перед ней. Собаки замечательные слушатели" , утверждает американский тренер по риторике.

Понаблюдайте за собой, как вы слушаете товарищей на семинаре. Наверное, нетрудно будет заметить, как только мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то тут же прекращаем его слушать. Начинаем мысленно подбирать доводы и аргументы, готовить достойный ответ, и только и заняты тем, что ждем своей очереди высказаться. А когда мы начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника или оппонента, который подчас вынужден прерывать нас фразой: "Да выслушайте же вы меня, наконец!"

Если это все про вас, если вы еще не умеете слушать друг друга, не огорчайтесь, дело поправимое. Оказывается, умение слушать, так же как и говорить - это искусство, которому можно и нужно обучиться.

Рассмотрим, что такое слушание с социально-психологической точки зрения, каковы его основные принципы и какие приемы хорошего слушания необходимо усвоить, для того, чтобы успешно учиться.

СЛУШАНИЕ представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это способность сосредоточиться на ней, выделить из сообщения максимум информации, его идеи, мысли, чувства, эмоции, позицию. Коротко говоря, это психологическая готовность к восприятию другого человека.

МАНЕРА СЛУШАТЬ, или, так называемый, стиль слушания, бывает различным. Во многом он зависит от личности слушателя, от его характера и интересов, пола и возраста, а также служебного положения. Например, психологи установили существенную разницу в манере слушать мужчин и женщин. Они считают, что мужчина почти в два раза чаще в разговоре перебивает женщин. В результате женщина примерно треть разговора собирается с мыслями, пытаясь восстановить ход прерванного разговора. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца, не задавая ему вопросов .

ВИДЫ СЛУШАНИЯ.

Различают два типа слушания. Первый из них состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь говорящего со своими вопросами и замечаниями. Примером такого слушания является лекция. На первый взгляд, такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психического напряжения. И слушать лекцию - это большой труд. Кто больше трудится на лекции: говорящий или внимательно слушающий и жадно хватающий каждое его слово? - это еще вопрос. Суть второго типа слушания заключается в активном вмешательстве в речь говорящего, активной поддержке, одобрении, оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, обеспечении благоприятных условий для беседы, правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Такой тип слушания, как правило, имеет место на семинаре-дискуссии, диспуте, полемике. Таким же образом преподаватель слушает студента на экзамене.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

  1. Специалисты считают, что наиважнейшим условием эффективного слушания является ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ между говорящим и слушающим. Беседующие люди должны смотреть друг на друга, причем не "пустыми глазами", а внимательно и заинтересованно.

    Разговаривать с человеком, который обращен к вам затылком, практически невозможно. Вялую беседу невозможно оживить, если не глядеть друг другу в глаза. Кроме того, не видя глаз собеседника, невозможно сказать, слушает он вас или нет. Мы слушаем в значительной мере не ушами, а глазами. Глаза - это самый чувствительный и отзывчивый канал общения между людьми. Они позволяют заглянуть в душу человека. Ни одна телекамера в мире не способна передать это ощущение, возникающее только тогда, когда перед вами живой человек. При этом глаза не только "слушают" - они еще и отвечают. Они посылают в ответ больше информации, чем может поместиться в самом мощном компьютере, и позволяют говорящему по ходу дела корректировать свою речь.

    Если вы не собираетесь встречаться взглядом со своими слушателями или говорящим человеком, можете с таким же успехом обратиться к ним по почте. Но имейте в виду, что почтовая бумага или голос, записанный на магнитофон, могут донести до слушателей смысл выступления, но только глаза способны их убедить. Но вот кое-что для раздумья, относительно того, о чем мы сейчас говорили. В японском этикете правила слушания несколько иные. Например, в официальных отношениях нижестоящему не разрешается смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как вызов, дерзость, непочтение. Вместо зрительного контакта, чтобы подтвердить свое внимание во время разговора, японцы выработали специальный прием: они все время кивают головой и говорят: "хай" (да). Надо знать эти особенности, чтобы не попасть в глупое положение. Так, например, американцы и европейцы воспринимая такое этикетное поведение в соответствии со своими нормами, нередко оказываются в шоке, когда в конце разговора японцы отказываются от сделки. Как же так, думают они, в продолжение всего разговора кивали головой, говорили "хай, хай" и вдруг отрицательный ответ. Спрашивается: не противоречат ли правила слушания в японском этикете всему тому, что мы говорили относительно необходимости зрительного контакта во время общения?

  2. Второе важное условие эффективного слушания - расстояние между говорящими, межличностное пространство. Исследователи следующим образом определяют предел допустимого расстояния между собеседниками:
    • Межличностное расстояние для разговора друзей не менее 0,5 и не более 1,2 метра;
    • Социальное расстояние для неформальных и деловых отношений не менее 1,2 и не более 3,7 метра;
    • Расстояние для публичных выступлений - 3,7 метра и более. В зависимости от вида взаимодействия выбирается то или иное расстояние, наиболее благоприятное для контакта.
  3. Целесообразно слушателю обращать внимание на свою позу. Ясно, что удобная поза, комфортная, ненапряженная, позволяет более эффективно слушать. Кстати, опытные ораторы и лекторы, наблюдая за позой слушателей, очень много информации извлекают о том, кто и как слушает. Вы, вероятно, слышали о, так называемом, языке телодвижений. Так вот, поза слушателя очень о многом говорит оратору. Кто-то, где-то сказал: "Человек может лгать - его тело не лжет никогда". Поза слушателей, в частности, может выражать желание или не желание слушать. Так у слушателя может быть естественная непринужденная поза, когда он корпусом наклонился слегка вперед, в сторону говорящего. Его вид говорит, что он весь внимание. Все это создает благоприятные условия для разговора. И, напротив, если слушатель откинулся назад, отвернулся, напряжен, малоподвижен, не смотрит на оратора, то это говорит о его нежелании слушать и обсуждать выдвинутые проблемы.
  4. Дугой важный фактор эффективного слушания - внимание, сосредоточенность, стремление понять, что говорится. Здесь для усиления внимания и сосредоточенности рекомендуются самые различные приемы. Так, в условиях активного слушания, например, на семинаре, можно рекомендовать следующее:
    • Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя, например, такие фразы, как: Простите, я вас не понял; Не повторите ли вы это еще раз? Что вы имеете в виду?
    • Целесообразно сформулировать мысли говорящего своими словами, чтобы уточнить сообщение. Перефразирование обычно начинается такими словами: Как я вас понял…; По вашему мнению…; Другими словами, вы считаете….
    • Можно использовать и так называемый прием резюмирования, когда слушающий подытоживает основные идеи говорящего: То, что вы сказали, может означать …то-то и то-то…; Как я понял, вашими основными идеями является …; Если теперь обобщить сказанное вами, то...

При этом, внимательно выслушивая своего товарища или оппонента, или противника и переспрашивая его, уточняя его позицию, вы достигаете трех целей. Во-первых, ваш оппонент не может возразить, что его "неверно поняли", что он "этого не утверждал". Во-вторых, вы своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевываете симпатии среди тех, кто наблюдает за спором. В-третьих, вы, слушая и переспрашивая, выигрываете время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения.

К сожалению, эти принципы часто нарушаются на семинаре. Студенты нередко не вслушиваются в слова оппонента, не уточняют его позицию, не взвешивают его доводов, иногда придают им другое значение и, соответственно, отвечают не на его, а на свои собственные мысли. В этом случае оппонент вынужден вновь возвращаться к ранее сказанному, заново формулировать высказанные положения. Из-за такого неумения слушать дискуссия превращается в какие-то нелепые диалоги, когда каждый говорит о своем, не принимая во внимание слова других.

Другим важнейшим условием эффективного слушания является рука, вооруженная ручкой. Поэтому записывайте содержание разговора, выделяя в нем главное.

Приемы хорошего слушания выработаны практикой общения людей и описаны специалистами. Так, английский психолог И. Аватер в упомянутой выше книге дает следующие рекомендации о том, как надо и не надо слушать:

  • Устроиться так, чтобы и вам не мешали, и вы сами не мешали другим слушать.
  • Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.
  • Не притворяйтесь, что вы слушаете. Это бесполезно. Как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении вашего лица и жестах. Помните "Человек может лгать, но его тело - никогда".
  • Сосредоточьтесь на том, что говорится. Старайтесь понять смысл не только слов, но и чувств и выводы собеседника.
  • Не перебивайте без надобности. Большинство из нас перебивает друг друга, делая это подчас неосознанно. Помните, что вопросы, как правило, задаются в конце беседы, лекции, разговора. Возник вопрос, запиши его, чтобы не забыть, постаравшись сформулировать его как можно короче и яснее.
  • Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите ему затем восстановить прерванный вами ход мысли.
  • Если вы находитесь на лекции или семинаре, записывайте содержание разговора, выделяя главное.
  • Не делайте поспешных выводов. Постарайтесь понять точку зрения или ход мысли говорящего до конца.
  • Слушая сильно взволнованного оратора, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно упустить смысл сообщения.
  • Если говорящий уже высказался, повторите главные пункты его выступления своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от неясностей и недопонимания.

Тренируйте у себя эти навыки, вырабатывайте умение и готовность выслушивать мнение оппонента, учитывать его во время обсуждения, и к вам потянутся люди.

Практические занятия

Темы рефератов

Задания для самостоятельной работы

Упражнение 1

Упражнение 2

Литература


Практические занятия

  1. Проверка способностей хорошего слушателя. Выполнение тестов: №1, №2, №3.
  2. Обсуждение доклада по реферату на тему: "Основные принципы и приемы эффективного слушания"
  3. Выполнение упражнений для тренировки и развития способности и умения слушать:
    • "Умеете ли вы слушать, что говорят другие?"
    • "Немой собеседник"

Темы рефератов

  • Основные принципы и приемы эффективного слушания.

Задания для самостоятельной работы

  1. Просмотреть указанную литературу.
  2. Подготовить реферат и устное сообщение к семинару на тему: "Сущность, основные принципы, условия и приемы хорошего слушания".
  3. Осмыслить и запомнить приемы хорошего слушания. Активно пользоваться ими на учебных занятиях и во время всех других форм общения. Они помогут вам лучше понять поступающую информацию, извлечь из нее больше необходимых данных, найти правильное решение, позволять сделать ваш диалог более плодотворным.
  4. Тренируйте систематически свои навыки хорошего слушания, контролируйте свое поведение во время общения. Помните, что для этого требуется время и огромное терпение.
  5. Выполняйте ежедневно упражнения для тренинга. Обращайтесь к этим упражнениям два три раза в день до тех пор, пока не почувствуете, что обрели нужное умение. Тогда протестируйте себя с помощью тестов, полученных на практическом занятии. Если результат вас не устраивает, снова выполняйте эти упражнения.

Упражнение 1

Умеете ли вы слушать, что говорят другие?

Умеете ли вы слушать, что говорят другие? Вопрос может показаться странным: раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? Если нет, то в вашей жизни нередки мелочные досадные ссоры - "недоразумения", о которых стыдно потом вспоминать…

В приятельской компании, где вы обычно говорите все, что взбредет на ум, измените как-нибудь своей привычке перебивать, и молча послушайте другого. Слушая, думайте: "Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то - зачем?". Вообразите, что он - это вы, представьте себе, каким вы выглядите сейчас его глазами. Во что бы то ни стало, настройтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать "превосходства" над ним - просто старайтесь понять его душевное состояние. Между прочим, если вы будете практиковаться в этом, вскоре многие приятели начнут льнуть к вам, все больше радоваться встрече с вами.

Упражнение 2

Немота начинается с момента обращения к вам собеседника и оканчивается после того, как он полностью и окончательно высказался.

Обычные задачи в этом тренинге:

  • Прекращение внутренней болтовни во время беседы. Немой молчит полностью, т.е. без крайней нужды не разговаривает и молчит не только внешне, но и внутренне, занимаясь созерцанием и слушанием собеседника.
  • Соответственно, не болтай даже в душе: не спорь, не возражай, даже если ты и не согласен с тем, что говорится.
  • Новое понимание смысла речевого общения. Когда ты выключился из обычного общения и только смотришь и слушаешь, ты начинаешь, наконец-то, понимать, зачем на самом деле общаются люди. Ты увидишь как минимум, что 80 % из того, что они говорят - никому не нужный мусор.
  • Соответственно, принятие реальности такой, какая она есть. Нам часто кажется, что без наших высказываний истина окажется без защиты, мир рухнет. Оказывается же - мы можем молчать, а жизнь все равно идет и, похоже, не хуже, без нас. Прими реальность - мир может жить без твоей болтовни! Разреши ему это.
  • Соответственно, задумайся: а стоит ли тебе говорить? Что, кому, когда? Учись молчать и слушать и ищи среди говорящих тех, кто мудро молчит вместе с тобой.

Литература

  1. Аватер И. Я вас слушаю. 2-е изд. М., 1988.
  2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Ч. 2, §Легкий способ стать хорошим собеседником. Крас. Кн. Изд. 1990. -с. 108-118.
  3. Книге А. Об общении с людьми. М., 1994.
  4. Леданов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.
  5. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.
  6. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Пер. с англ. М., 1990.
  7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
  8. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. - М., 1994.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения