Тема 4. Как записывать лекции. Приемы сокращения и быстрой записи текста
Итак, вы приготовились слушать лекцию. Ваша рука по привычке потянулась к ручке и бумаге. И правильно! Потому что, слушая, вы делаете записи - различные пометки, отчеркивания, подчеркивания, выносите на поля ключевые слова, символы, вопросы, возникшие к лектору, которые нужно уточнить после лекции.
Все это уже вошло в привычку многих из вас. И, действительно, если бы вы не делали записей, ваша работа на лекции как слушателей была бы менее эффективна. Отсюда всем известное правило эффективного слушания лекции, обязательно записывать ее содержание, выделяя в ней главное!
Конечно, необходимость писать возникает не только на лекции. Необходимость записывания - это правило любого слушания информации. И человек записывает со времен возникновения письменности. Еще Д. И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад.
Появившиеся средства звукозаписи не избавили человека от необходимости писать. И сегодня пишут все! Пишут школьники; конспектируют студенты; груды бумаг исписывают следователи и адвокаты; наготове держит ручку и блокнот помощник руководителя. Даже домашняя хозяйка и та спешит записать услышанные по радио и телевидению рецепты приготовления блюд. Все пишут! Но,… увы, не успевают! Выигрывает здесь тот, кто владеет приемами скорописи! Необходимо, овладев приемами скорописи, научиться записывать живую речь, так сказать, брать ее на кончик пера! Как можно достичь этой цели?
Прежде всего, мы будем говорить, конечно, о том, как записывать лекции. Но навыки быстрой записи вам пригодятся везде.
К сожалению, часто во время лекции можно услышать: "Пожалуйста, говорите помедленней. Я не успеваю записывать". И такие слова слышит почти каждый преподаватель. Студенты не успевают записывать! Некоторые лекторы нашли выход - превратили лекцию в диктант! Но это не самый лучший выход. Потому что диктант - это чтение заготовленного текста - это мертвая, не одухотворенная мыслью речь, во время которой работает только язык, а мозг отключается и отдыхает. А чтобы мозг не отключался, язык и мозг должны работать в одном темпе. Конечно, лекция не может и не должна полностью исключать элементы диктанта. Но диктовать надо только основные положения - выводы, определения понятий и правил. Короче говоря, лекция должна быть живой. Кстати, все самое интересное никогда не говорится под диктовку. Оно произносится только в живой речи. Поэтому выход из ситуации, нужно искать не в том, чтобы превращать лекцию в диктант, а в том, чтобы овладеть приемами скорописи, научиться записывать живую речь. В конце концов, жизнь - это не лекция. И когда вы станете специалистами, никто не будет разговаривать с вами в темпе диктанта, ожидая, когда вы законспектируете сказанное. Нужно избавляться от школьной привычки - записывать речи под диктовку. Надо научиться записывать живую речь! И учиться этому надо сейчас, во время лекций и на лекциях.
Итак, проблема заключается в том, чтобы научиться приемам скорописи, выработать у себя умение брать информацию на кончик пера живьем! А сделать это сегодня очень не просто. Все вокруг нас движется все быстрее и быстрее. Объемы информации огромные. Соответственно, и наш мозг адаптируется, и все быстрее поглощает информацию, быстрее делает выводы. А за мозгом должна поспевать и наша речь. А за нашей речью и пишущая рука слушателя. Да, все это не легко! Посудите сами. Сюжет в теле новостях сегодня очень редко продолжается более трех минут. Понаблюдайте, и вы увидите. На все сообщения, которые в течение дня поступили со всего мира, хватает 30 минут (включая и рекламу). И человеческий мозг мгновенно поглощает всю эту информацию без каких-либо проблем. Но как записать-то все то, что успевает схватить наш мозг? Ведь мысли не записанные - "это найденный и потерянный клад"!
По последним данным, наш мозг успевает схватывать смысл воспринимаемой информации со скоростью 480 слов в минуту! И это не предел. Есть мнения, что скорость эта много выше отмеченной. Вслед за мозгом все быстрее становится наша речь. И сегодня, чтобы удержать внимание слушателя, надо говорить быстро. Американские психологи открыли, что, оказывается, внимание среднего американца может удерживаться на одном и том же не более 6 минут. Затем мозг просто переключается или отключается. Необходимо колоссальное терпение, чтобы слушать медленную речь. Ведь наш мозг привык к скорости. Медленно говорящий оратор способен довести слушателей до исступления. Слушать его речь, это то же самое, что ждать, когда схватится цемент. Поэтому, современные специалисты по риторике советуют выступать в таком же темпе, в каком работают наши мозги.
Однако скорость человеческой речи пока существенно ниже скорости работы мозга. Люди разговаривают сегодня в среднем со скоростью 120 слов в минуту. Ведущие телевизионных программ новостей говорят со скоростью от 165 до 195 слов в минуту. (Попробуйте, сами проверьте сказанное, - засеките время и подсчитайте количество слов произнесенных в течение определенного количества времени). Большинство ораторов говорит значительно медленнее - около 100 слов в минуту. Что же получается? Думаем мы со скоростью 460 слов в минуту, говорим со скоростью 120 слов в минуту. А с какой скоростью мы пишем? Можем мы записать хотя бы 120 слов в минуту (я уж не говорю о том, чтобы записывать 460 слов в минуту)? Просто удивительно, как мы в наше время можем обходиться без скорописи! А между тем она появилась еще на заре возникновения письменности. Древние параллельно с развитием письменности разрабатывали различные варианты быстрого письма, над которыми ученые до сих пор ломают головы. Первые системы скорописи возникли в Древней Греции и в Древнем Риме. Благодаря этому, до нас дошли речи знаменитых греческих и римских ораторов, записанные их слушателями. Сегодня в рамках каждого языка существуют такие системы. Однако у нас в наше время гораздо больше людей, которые овладели приемами скорочтения, нежели приемами скорописи. Специалисты объясняют это устаревшей громоздкой системой стенографии. Сейчас разрабатываются ее новые варианты.
Стенография - способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. Какие это способы? Прежде всего, это сокращение слов и словосочетаний за счет некоторых изменений начертания алфавитных знаков и их соединений. Такие стенографические начертания букв позволяют увеличить скорость письма в десятки раз по сравнению с обычным. Но здесь необходимо долго упражняться. Желающие должны вооружиться терпением и специальными учебниками, и в течение некоторого времени практиковаться в написании этих начертаний, тренировать в себе соответствующий навык.
Но я вовсе не призываю вас заняться стенографией. К счастью, необходимость записывать речь слово в слово, т.е. со скоростью 120 слов в минуту, бывает крайне редко. Как правило, стенографическая запись используется лишь при документализации официальных разговоров. Но если вы все-таки хотите записывать лекцию и другие виды устной речи слово в слово, т.е. от 100 до 120 слов в минуту, то тогда, конечно, можете обратиться на курсы стенографии или к указанной ниже литературе. И в течение пары месяцев, быть может, вы овладеете ее приемами. На практике же бывает достаточно составления конспектов речи и разработки собственной системы значков, символов для обозначения, сокращения и быстрой записи устной речи. Но при этом полезно изучить и использовать различные сокращения, принятые в современной системе стенографии. Тогда не нужно будет что-то выдумывать, изобретать. Хотя, конечно, можно и нужно вводить и свои собственные значки, символы, обозначения. Какие, например, можно использовать приемы сокращения, принятые в стенографии?
- Как и в обычном письме в стенографии применяются сокращения для часто употребляемых слов, но только в еще большем объеме. Это, например, сокращения за счет обозначения часто употребляемых слов какими-либо символами: аплодисменты - (); если - א, а также - η, аэро - ف, важный - ℓ и т.д.
- Часто используются общезначимые символы. Так, уже в школе при изучении математики, никто не пишет словами такие понятия, как треугольник, угол, параллельно, перпендикулярно, что и требуется доказать и т.д. Их записывают символами: ∆, ∟, ║, ┴ ч.т.д. и т.д. Легко догадаться, что все перечисленные символы могут быть использованы в записях, сокращая их, а иногда делая и более образными и выразительными.
- Часто используются в стенографическом письме общепринятые сокращения, которые содержатся в различных словарях, например, в - век; вв. - века; г - год; гг. - года; п. - пункт; пп. - пункты; т - товарищ; тт. - товарищи; инж - инженер; ж.д. - железная дорога; д-р - доктор; М - Москва. Поэтому изучайте их и используйте.
Но общий словарь сокращений не может отразить потребности всех. Ведь много слов связано с различными областями знаний, профессиями, интересами. Поэтому важно знать основные принципы построения сокращений, чтобы создавать свои.
- Самые короткие сокращения создаются из одного алфавитного знака: Б - быть; Г - год; ГГ. - года; Д - должен и т.д. На основе этого принципа складываются и временные сокращения. Например, на лекции о Толстом его фамилию пишут Т. На лекции о стенографии вместо этого слова пишут букву С. Если сегодня на лекции мы часто употребляем слово, скажем, лекция, то вместо него можно писать букву Л.
- Большая группа сокращений образуется началом слова, двумя-тремя знаками: ОБ - общество; НАР - народ; БИБ - библиотека; ДР. - другой; ЯЗ - язык; рев - революция.
- Иногда к началу слов приписывают окончание, т.е. пишутся только те алфавитные знаки, которые начинают и завершают слово: семр - семинар; ун-т - университет; сестр - семестр; к-рый - который; нек-рый; пр-п - принцип; о-во - общество; сп-б - способ; рб-ть - работать; прав-во - правительство; пр-во - производство; рук-во - руководство; закон-ство - законодательство.
- Иногда пишется лишь корневая часть слова, а приставка и окончание опускаются.
- Часто сокращения образуется с помощью аккордных знаков (в слове опускаются все согласные, кроме первых): УНВР - университет; НРД - народ; ББЛ - библиотека; ЛКЦ - лекция.
- В устойчивых словосочетаниях очень удобно использовать сокращения одним концом слова: Проф-зация - профсоюзная организация; Вер-суд - верховный суд.
- Сокращаются и часто употребляемые многословные выражения: НЕМБ - не может быть; КАКИНБ - как бы то ни было; ДОЛБ - должен быть.
- Способы сокращения чисел. Самый рациональный способ - обозначение чисел цифрами. К порядковым числительным справа приписывается Й: 1-й; 2-й и т.д. Большие числа - миллион, миллиард и т.д. пишутся аккордными знаками - млн.; млрд. Дробные числа пишутся безотрывно: числитель - малая цифра на линии, знаменатель через линию: ⅛, ⅜, ⅞. Слова - половина, треть, четверть пишутся как знаменатели: /2, /3, /4.
- Помимо текста устной речи, например, лекции вам необходимо также успевать записывать и свои пометки к нему, свои мысли, сомнения, вопросы, соображения, отражающие ваше отношение к нему. Для их сокращения тоже существуют специальные обозначения и символы.
Вот, например, некоторые обозначения, которые часто используются разными людьми и их смысловое значение:
!!! | Важно, очень важно, обратить внимание. |
? | Сомнение, вопрос. |
= | Равенство, итого, сумма. |
>< | Более, менее. |
∑ | Сумма, итог. |
∑∑ | Общий итог. |
??????????????? | Стиль, сомнительность или неясность. |
V; √ > | Вставка, дополнение. |
Z | Красная строка. |
NB NB | Хорошо заметить. |
: > | Повтор, противоречие в рассуждениях и пр. |
VV | Наоборот. |
PS | Приписка, написанное после. |
- Существует также целая группа знаков для сокращения слов и их сочетаний во время последующей работы с текстом записи, т.е. после того как она уже написана. Это различные так называемые корректурные знаки, позволяющие вносить в текст записи различные изменения: вставки дополнительного текста, удаления существующих частей текста, замена старого текста новым. Корректурные знаки - это система графических знаков, служащих для указания места и характера исправления ошибок. Они подразделяются на следующие группы:
- знаки перестановки частей текста;
- знаки замены, выкидки и вставки;
- знаки изменения пробелов;
- знаки абзацного отступа, красной строки;
- знаки исправления технических дефектов набора.
Используя все эти сокращения, следует иметь в виду, что всякое их применение оправдано только тогда, когда они прочно усвоены. Конечно, это совсем не обозначает, что вы должны засесть и сразу выучить все сокращения. Это дело времени и практики. По мере создания такой системы постепенно все обозначения будут усвоены.
Необходимо, чтобы все сокращения и принятые вами символы имели свой постоянный смысл. Это должна быть система значков, символов и сокращений, которой вы будете пользоваться, быть может, всю свою жизнь. И сейчас на лекциях вы должны начать отрабатывать эту систему, тренировать и вырабатывать эти навыки.
Арсенал значков следует постоянно пополнять, вводя новые (соответственно получению новых знаний и узнаванию новых слов и понятий). Иной раз может быть принята явно временная символика (полезная для какой-то определенной работы, и которой вам, может быть, больше не придется заниматься). В этом случае нужно где-то, может быть на полях, записать о своем нововведении, чтобы в последствии не запутаться.
И вот, что еще очень важно! Нужно не только помнить о значении того или иного значка, но и знать, где и как его поставить. Иначе пройдет время, - и смысл значка будет не ясен. Представьте себе, например, такой случай. Один фотолюбитель отметил вопросительным знаком, записанный им в беседе рецепт фото проявителя:
Амидоловый проявитель
? | Амидол | 5 г. |
Сульфит натрия | 25 г. |
Вода | до 1000 см². |
Возвратившись к своей записи спустя какое-то время, он долго не мог вспомнить значения своей пометки - "?". Боялся использовать рецепт. А между тем этот значок появился для обозначения возникшего ранее сомнения, потому, что в рецепте не было указано, какой использовать сульфит - безводный или кристаллический. В этом случае добавление к значку "?" слов "Какой сульфит" или постановка знака сомнения в точном по смыслу месте (т.е. непосредственно после слов "Сульфит натрия") избавило бы от недоразумения. Тогда знак вопроса относился бы не ко всему рецепту, вызывая сомнения в его правильности, а лишь к сульфиту.
Подобные случаи отмечают и опытные литераторы. "Кому из редакторов не приходилось ломать голову, бесплодно размышляя над таинственным значением вопросительных знаков, начертанных их же собственной рукой" .
Очень важно иметь способы, надолго закрепляющие значение символических пометок. Одним из таких способов являются, например, отдельные вкладные листки или (если пометок мало) один листок ко всей тетради в целом, на котором поясняются принятые условные обозначения. В качестве такого образца можете посмотреть, например, книги Павла Таранова из серии "Звезды мировой философии": Золотая философия; Философия 45 поколений; Энциклопедия высокого ума; Мудрость трех тысячелетий. В каждой книге на седьмой странице даны условные обозначения, принятые автором в данной книге. Конечно, это предназначено для читателя. А вкладной лист можно прикладывать к любой странице текста записи и уточнять немного позабытые некогда использованные обозначения.
Рекомендую посмотреть также какие-либо лингвистические словари и справочки и обратить внимание на принятые в них сокращения.
Не забывайте выносить свои сокращения на поля или вкладной лист с принятыми обозначениями, символами, сокращениями. И еще, просматривайте свои записи, как только появится возможность, чтобы уточнить содержание ваших сокращений и обозначений. Особенно в первое время, пока вы еще не запомнили их значение.
Есть и другой способ быстрой записи речи - это использование аудио и видео техники. Средства звукозаписи стали настолько совершенны, что не представляет проблем записать любое выступление. Но, к сожалению, техника имеет привычку часто выходит из строя, а, кроме того, в самые необходимые моменты ее как всегда и нет под рукой. А ручка и клочок бумаги найдутся всегда и везде.
Кроме перечисленных правил важную роль играет умение ОФОРМЛЯТЬ ТЕКСТ ЗАПИСЕЙ, пользоваться системой всевозможных выделений, подзаголовков. Недаром говорят: порядок в записи - порядок в голове.
Форма записи текста влияет на:
- Логику изложения и содержание текста речи (порой неумелая запись до того изменит первоначальный смысл сказанного, что и вовсе не узнаешь его).
- Удобство пользования записью.
- Скорость записи.
Все это, в конечном счете, отражается на уровне ваших знаний.
В этом деле есть свои ПРАВИЛА:
- Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость: глаз сразу "схватит" больше строк текста.
- Нужно вести запись текста лекции, (или какого-либо конспекта) только с одной стороны листка тетради (например, с внешней). Тогда внутреннюю сторону листка тетради, оставшуюся чистой, можно использовать для личных пометок в ходе лекции для выражения своего отношения к обсуждаемому материалу и вопросов к преподавателю, которые следует выяснить или уточнить после лекции, а также при самостоятельной последующей работе с лекционным материалом.
- Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк (например, исправления ошибок и надписывания сверху правильного).
- Текст надо записывать только ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, выделений при последующей работе.
- Записи полезно датировать.
- Запись (ее части и связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей важное их достоинство.
Отсутствие выделений, расчленения и разграничения в тексте ведет в последствии к трудной обозреваемости записи, а при ее чтении - к небыстрому улавливанию логических связей. Может быть, во время лекции и написания ее конспекта они еще осознаются, но в последствии при неверном оформлении записи они могут "ускользнуть" от вас. Тогда ваши записи превратятся в ненужный мертвый капитал.
- Подчеркивая, отчеркивая и выделяя текст рамками, вехами и т.п., можно пользоваться не одним цветом, а разными. Можно, например, цветом отделить главное в записи от второстепенного в ней.
- Однако здесь есть еще одно правило. В процессе первой записи, т.е. во время конспектирования, записывания живой речи в большинстве случаев все выделения следует делать теми же чернилами, которыми пишется весь текст. Потому что это влияет на скорость записывания. Выделения цветом - это последующий этап проработки записи.
- Необходимо, чтобы все выделения, разграничения, сокращения имели свой постоянный смысл. Для этого необходимо, чтобы со временем вы выработали и взяли на вооружение собственную неизменную систему выделений, сокращений, обозначений.
Какие же существуют ПРИЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЙ и РАЗГРАНИЧЕНИЙ ТЕКСТА, кроме использования заголовков, подзаголовков и пунктов плана? Они хорошо знакомы, хотя часто о них забывают. Это - абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста, нумерация основных положений текста; это - подчеркивания и отчеркивания, ключевые слова, вехи, рамки.
Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совместно, комбинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другим. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать. Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания! От записи не должно рябить в глазах.
- И еще одно очень важное правило. Иногда можно слышать, как один студент спрашивает у другого конспект лекции, которым пользовались его товарищи не один год как творческим наследием своих предшественников. Но вы должны знать: чужой конспект лекции не работает! Почему? Потому что каждый конспект носит индивидуальный характер, отражает черты личности его автора. Один считает важным отметить и записать одно, другой - иное. Сильный студент не придаст значения ряду положений лекции, уже хорошо знакомых ему, поэтому в его конспекте не появятся нужные для других записи и заметки. Напрашивается вывод: слушать и записывать лекцию нужно самому! Важнее получить не готовые уже сделанные кем-то выводы, а прийти к ним самостоятельно с помощью лектора.
Все эти правила нужно использовать не только при записи содержания живой речи - лекции, при деловом общении, на совещании и пр., но и также выписок из книг, журналов и газет, о которых мы будем говорить позже.
Памятка: как записывать лекцию
Практическое занятие
Темы рефератов
Самостоятельная работа
Контрольные вопросы
Литература
Памятка: как записывать лекцию
- Слушать и записывать лекцию нужно самому. Каждый конспект лекции имеет индивидуальный характер. Поэтому чужой конспект "не работает".
- Не старайтесь записывать лекцию слово в слово. Ваша запись - конспект, а не стенограмма лекции.
- Пишите разборчиво. Неряшливая запись "не работает".
- Оставляйте в тетрадях широкие поля для дополнительных заметок.
- Ведите запись текста лекции только с одной стороны листа тетради. Оставшуюся чистую сторону листа используйте для личных пометок, отражающих ваше отношение к тому, что и как говорится преподавателем, вопросов, которые следует уточнить или выяснить, символов и т.п., а также при самостоятельной последующей работе с лекционным материалом.
- Желательно ввести некую систему условных знаков и обозначений, которые сокращали бы текст записываемой лекции и пометок к ней.
- Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость.
- Запись (ее части и связи между ними) полезно расчленять, разграничивать и выделять разными средствами. Рациональная неоднородность записей - их важное достоинство.
- Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк (например, исправления ошибок и надписывания сверху правильного).
- Текст надо записывать только ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, выделений при последующей работе.
- Записи полезно датировать.
- Использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания. От записи не должно рябить в глазах.
- Необходимо, чтобы все выделения, разграничения и сокращения имели свой постоянный смысл. Поэтому желательно выработать некую систему условных значков, которые могли быть использованы для выделения, разграничения и сокращения текста записываемой лекции.
- Арсенал значков следует постоянно пополнять, вводя новые, соответствующие получению новых знаний и узнаванию новых слов и понятий.
- Важно не только помнить значение того или иного значка, но и знать, где и как его поставить. Иначе пройдет время - и смысл значка, поставленного в тексте, будет не ясен.
- Одним из способов, надолго закрепляющих значение символических пометок, являются специальные отдельные вкладные листы или (если пометок мало) один листок ко всей тетради (книге, статье, разделу) в целом. В них автор записи поясняет принятые им условные обозначения и сокращения.
Изучайте принятые системы обозначения и сокращения в толковых словарях, в различных произведениях. Это поможет вам в разработке собственной такой системы.
Практическое занятие
- Просмотр, анализ и обсуждение конспектов лекции.
- Напоминание основных правил составления и оформления записи текста лекции, приемов выделения и разграничения текста, способов закрепления значений символов, обозначений, сокращений (Два, три выступающих).
- Проверка выполнения самостоятельного задания (Таранов, Ожегов). Два, три сообщения студентов о результатах выполнения задания.
- Обсуждение результатов эксперимента и тренинга (скорость речи и скорость записи).
- Заслушивание и обсуждение рефератов.
Темы рефератов
- Возникновение и развитие систем скорописи. Особенности современной скорописи.
- Как научиться быстро писать? Приемы сокращения и быстрой записи устной и письменной речи.
Самостоятельная работа
- Осмыслите основные правила быстрого письма. Руководствуйтесь ими в процессе работы на лекции, выполнения домашних заданий и конспектирования источников по специальным предметам.
- Запомните основные правила оформления текста записей. Активно пользуйтесь ими при составлении различных видов записи.
- Изучите основные приемы выделения и разграничения текста записи, используйте их в своей работе на лекции, с книгой и другими источниками.
- Изучите систему условных сокращений, принятую, например, в толковом словаре С.Ожегова и Н.Шведовой (См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / РАН. Ин-т рус. Яз. Им. В.В.Виноградова. -4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1997. Выделите основные приемы сокращения слов.
- Изучите систему условных обозначений, принятую в книгах П.Таранова "Энциклопедия высокого ума" М., 1999, -с. 7; "Золотая философия" М., 1999, -с. 7; "Мудрость трех тысячелетий". М., 1999, -с. 7; "Философия сорока пяти поколений". М., 1999, -с. 7. Подумайте о возможности их использования в вашей системе выделений, символов и обозначений.
- Проведите эксперимент: определите среднюю скорость речи телевизионного ведущего программы новостей. Попытайтесь законспектировать его речь.
- Определите среднюю скорость речи товарища на семинарском занятии. Попытайтесь законспектировать несколько выступлений.
Контрольные вопросы
- Как составлять записи? Какие существуют основные правила составления и оформления записываемого текста лекции?
- Какие существуют приемы выделений и разграничения текста?
- Какие вам известны способы закрепления значения символических пометок - значков, сокращений, обозначений?
- Чем отличается конспект устной речи от ее стенографии?
Литература
- Губская, Е.К., Дорофеева О.П. Стенография, компьютерная машинопись, делопроизводство. Уч. курс. Р. н./Д: Феникс. 2000. - 192 с.
- Стенографический словарь. Справочник. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1959. 249 с. (О.А.Бессонова, А.Г.Гильдебранд, Б.А.Иванова, М.М.Фрадкин).
- Стенография. Основной курс. Учебник для заочного обучения. Сост.: Вексман Р.А., Иванов Б.А., Логинова Е.С. и др. изд. 3-е. М., Учпедгиз, 1959. - 452 с.
- Стенография: Учебное пособие для уч-ся 9-10 классов / Т.В.Лимончикова, Е.А.Кочеткова, Т.Т.Частухина, Т.А.Крайнева. - М.: Просвещение, 1981. - 207 с.
|