ПЛАН:
Под аргументацией следует понимать операцию обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также эмоционально-психологические, речевые и др. внелогические методы и приемы убеждающего воздействия
Таким образом, Аргументация - это приведение доводов, с целью изменения убеждения другой стороны.
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью связанных с ним суждений, истинность которых уже установлена.
Различают два способа установления истинности суждения: непосредственный и опосредованный.
Непосредственный способ (эмпирическое доказательство) основан на эмпирических процедурах (наблюдение, эксперимент, измерение и т.д.)
Опосредованный (логическое доказательство) основан на логических формах. Состоит в установлении необходимой логической связи доказываемого утверждения с положениями, истинность которых считается установленной.
В структуру доказательства входят следующие основные элементы:
1)тезис - доказываемое положение,
2)аргументы(основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса ,
3)демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами.
Тезис доказательства - суждение, которое подлежит обоснованию. В дедуктивных науках тезис называется теоремой.
Поскольку аргументы суть истинные утверждения, с помощью которых определяют истинность тезиса, в обыденном языке их называют "доказательствами". В формальных доказательствах употребляются термины "посылки", или "основания".
Опровержение - это логическая операция
по установлению ложности тезиса.
Доказать тезис А - значит обосновать
его истинность, а опровергнуть тезис А - значит обосновать его ложность. Любое положение может быть подвергнуто двум видам аргументации. Либо будут найдены аргументы, подтверждающие выдвинутое в диалоге положение, либо будут указаны аргументы против данного положения (контраргументы), т. е. опровергающие его. На практике опровержение используется так же широко, как и доказательство, и имеет такую же структуру.
Опровержение составляют следующие элементы:
1)тезис - положение, которое необходимо опровергнуть;
2)аргументы (основания) - положения (истинные суждения), при помощи которых опровергается тезис;
3)демонстрация (форма опровержения) - логический способ связи аргументов и тезиса опровержения. Опровержение может иметь два вида:
Прямое опровержение тезиса означает обоснование
ложности тезиса и истинности антитезиса. Оно начинается с допущения истинным опровергаемого тезиса.
Из него выводятся следствия. ("Пусть то, в чем Вас обвиняют, - истина. Но тогда должны быть
следствия…" - это ход рассуждения по логике опровержения). Затем устанавливается несоответствие
хотя бы одного из следствий действительному положению вещей или ранее доказанному.
("Но эти следствия отсутствуют или противоречат фактам…") На основании чего из ложности следствия
заключают о ложности основания, т. е. допущении истинности тезиса. Значит, тезис ложен, т. е. опровергнут.
Поэтапно это выглядит следующим образом:
а) необходимо опровергнуть тезис А;
б) допускаем, что А - истинно;
в) из А получаем следствия, одно из которых (В) - ложно,
т. е. не-В;
г) от ложности следствия заключаем к ложности основания:
д) значит, А (тезис опровержения) - ложно, что и требовалось обосновать.
Если А, то В |
Не-В |
Следовательно, не-А |
Нетрудно заметить, что прямое опровержение и косвенное доказательство связаны по смыслу. Например, опровергнуть обвинение в убийстве означает доказать невиновность и, наоборот, доказать вину означает опровергнуть невиновность.
Прямым опровержением будет следующее рассуждение:
"Предположим, что он действительно убил этого человека. Но в этом случае должны быть следы преступления,
мотив, орудие. Ничего этого нет. Значит, нет и состава преступления".
Косвенное опровержение тезиса означает доказательство истинности антитезиса. Если удается обосновать ложность тезиса, то по закону непротиворечия заключают об истинности антитезиса. Как видим, логический смысл косвенного опровержения тот же, что и в косвенном доказательстве. Разными являются лишь логические задачи, стоящие перед доказательством и опровержением. Косвенное опровержение имеет следующую структуру:
а) необходимо опровергнуть тезис А;
б) допускаем истинность антитезиса не-А;
в) из не-А получаем следствия, одно из которых (В) -ложно, т. е. не-В;
г) из ложности следствия заключаем о ложности основания (допущения истинности не-А):
Если не-А, то В не-В |
Следовательно, А |
д) значит, наше допущение (не-А) оказалось ложным и по закону непротиворечия истинным будет противоречащее ему высказывание А, что и требовалось обосновать.
Например, преподаватель хочет опровергнуть заявление студента, что он знает предмет.
Он может делать это прямо, допуская, что он знает этот предметен установить ложные следствия
(отсутствие ответа на вопрос). А может делать это косвенно, следуя логике косвенного опровержения.
Кроме опровержения тезиса могут быть опровергнуты также аргументы и демонстрация.
Различают прямые и косвенные доказательства.
Прямое доказательство - это доказательство, в котором
тезис необходимо следует из аргументов (не нужно прибегать к помощи каких-либо дополнительных
построений).
Модус поненс и модус Barbara (ААА) самые
распространенные формы прямого доказательства.
Прямое доказательство, как правило, наиболее эффектно и красиво
Косвенное доказательство - доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается через доказательство ложности противоречащего ему антитезиса
Выделяют два вида косвенных доказательств апагогические и разделительные косвенные доказательства.
Апагогическое косвенное доказательство (греч. apagoge - вывод; apagogos - уводящий, отводящий) косвенное доказательство ("приведение к абсурду") состоит в том, что мы начинаем выводить из антитезиса следствия и показываем, что некоторые из этих следствий (хотя бы одно) явно противоречат известным истинным положениям. Таким образом, принятие антитезиса ведет к противоречию (к абсурду), поэтому его следует признать ложным. Но тогда тезис необходимо признать истинным.
Пусть, например, мы доказываем тезис: "Государственные чиновники берут взятки". Мы можем делать это прямо: приводим аргументы - "Чиновник Взяткин берет взятки", "Чиновник Жуликов берет взятки", "Чиновник Обманщиков берет взятки"… Затем из этих посылок посредством индуктивного вывода получаем наш тезис: "Следовательно, государственные чиновники берут взятки". Но можно провести и косвенное доказательство данного тезиса. Предположим, говорим мы, что государственные чиновники не берут взяток. - Это наш антитезис. Тогда из принятого предположения вытекает, что чиновники живут на одну зарплату, которая по официальным данным не очень велика. Но если они живут на одну зарплату, они не могут покупать дач, автомобилей, отправлять своих детей учиться в заграничные колледжи и университеты и т. п. Однако хорошо известно, что чиновники Взяткин, Жуликов, Обманщиков … имеют дачи, автомобили и прочие блага цивилизации.
Вот мы и пришли к противоречию, которое заставляет нас признать, выдвинутый антитезис ложным: "Неверно, что государственные чиновники не берут взяток". Следовательно, обоснована истинность тезиса: "Государственные чиновники берут взятки".
Разделительное косвенное доказательство состоит в построении разделительного суждения, элементами которого являются доказываемый тезис и некоторые несовместимые с ним утверждения (так сказать, антитезисы). Затем показывают, что за исключением тезиса все элементы разделительного суждения ложны. Следовательно, нужно признать тезис истинным - это любимая схема рассуждения всех сыщиков и следователей, ибо это не что иное как известная нам схема модуса толлендо-поненс разделительно-категорического силлогизма.
Например, вам нужно доказать, что преступление совершил Иванов. Вы строите разделительное косвенное доказательство. Формулируете разделительное суждение, перечисляя в нем всех подозреваемых: "Преступление мог совершить Иванов или Петров или Сидоров". Затем показываете, что ни Петров, ни Сидоров к преступлению не причастны. Отсюда следует, что преступление совершил Иванов, - что и требовалось доказать.
Тип правила | Правило | Ошибка |
1. Правила тезиса |
1. Тезис должен нуждаться в доказательстве
|
Ошибка "двусмысленности тезиса (неясности того, что доказывается)". Напр.: доказывать/опровергать тезис "Грибы ядовиты" трудно, т.к. не определена количественная сторона суждения Ошибка "подмена тезиса". Напр.: начав доказывать, что некий студент не ломал компьютер, иногда доказывают тезис: "он в жизни не брал чужого" |
2. Правила аргументов |
1.Аргументы должны быть истинными и не противоречить друг другу.
|
Ошибка "поспешного доказательства или опровержения" "предвосхищения доказательства или опровержения". Когда приведенный аргумент на самом деле лишь подготавливает обоснование тезиса или касается его части. Так, начав доказывать ценность своего диплома, сту-дент аргументирует это тем, что диплом всем понра-вился, что он его очень долго писал и даже не ходил гулять. |
3. Правила демонстрации | Любая логическая форма связи аргументов и тезиса
должна быть правильной.
|
Ошибка "мнимого следствия", "видимости доказательства". Сюда относятся все ошибки выводного знания:
|
констатации фактов, истинность которых обосновывается опытом и наблюдением, например, "Огонь жжет", "Река Волга впадает в Каспийское море", "У подосиновиков красные шляпки" и т. п.;
определения понятий, представляющие собой соглашения о смысле употребляемых терминов, например: "Окружность есть кривая замкнутая линия, равно удаленная от некоторой точки", "Геном называют простейшую единицу наследственности", "Слово "месяц" в русском языке имеет то же значение, что и слово "Луна" и т. п.;
аксиомы, или постулаты, той области знания, в рамках которой проводится доказательство, например, если вы доказываете теорему в области евклидовой геометрии, вы можете в качестве аргументов использовать известные 5 аксиом Евклида; если речь идет о физике, вы можете опираться на принципы сохранения, законы термодинамики, принципы квантовой механики; в биологии - на естественный отбор Дарвина и законы Менделя и т. п.;
наконец, в качестве аргументов можно использовать и ранее доказанные положения: если в ходе ваших рассуждений вы доказали какой-то тезис, то в дальнейшем этот тезис можно использовать как аргумент для доказательства других положений.