Реальная деятельность не осуществляется вдоль линейно-функциональной иерархии, так как здесь имеют место только разрешения и приказы. Она пронизывает предприятие в виде набора бизнес-процессов, которыми в большинстве никем не управляются и никто за них не отвечает, потому что они не описаны и не документированы.
В производстве люди мыслили в терминах «производственный процесс» в течение многих десятилетий.
Теория бизнес-процессов появилась менее 20 лет назад и сначала была встречена в основном с равнодушием.
Основная часть руководителей предприятий часто не ориентирована на процесс - они сосредоточены на задачах, на отдельных операциях, людях, структурах и т.д.
Интерес к бизнес-процессам был существенно активизирован массовым внедрением идей менеджмента качества.
Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ИСО 9000).
Процессно-ориентированная организация - это организация, в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом.
Процессный подход позволяет:
Перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях и Должностные инструкции) к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представление бизнес -процессов.
Выделить и использовать процессы в качестве объектов управления (раньше управляли функциями ,выполняемыми тем или иным подразделением)
Сменить ориентацию вектора управления компании от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на Заказчика»). Заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого, именно он оценивает результаты выполнения процессов, А не начальник, стоящий выше по иерархии.
Описание деятельности организации (в том числе и процессов), сделанное с достаточной степенью полноты, исключительно трудоемко. Поэтому описание следует вести поочередно, начиная с критически важных для компании предметных областей, к которым относятся организационная структура, процессы и т .д.
При моделировании за «деревьями» процессов важно видеть «лес» всей деятельности реализуемой на данном предприятии (систему процессов).
Идея представления организации в виде набора бизнес-процессов, а управление ее деятельностью - как управление бизнес-процессами стала распространяться в конце 80-х годов. Лучшие компании на практике доказали надежность, эффективность, экономичность перехода на клиентно-ориентированное производство и процессно-ориентированную структуру управления производством.
Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование - колоссальный резерв для повышения конкурентноспособности компании и эффективности ее работы.