Глоссарий

Горячие слова по модулю "Функциональное моделирование"

Блок (Box)

прямоугольник, содержащий имя и номер и используемый для описания функции.

Ветвление (Branch)

разделение стрелки на два или большее число сегментов.

Виды функций

(1) деятельность, (2) процесс (бизнес-процесс), (3) операция, (4) действие.

Внутренняя стрелка (Internal Arrow)

стрелка входа, управления или выхода, концы которой связывают источник и потребитель, являющиеся блоками одной диаграммы.

Глоссарий (Glossary)

список определений для ключевых слов, фраз и аббревиатур, связанных с блоками, стрелками или с моделью в целом.

Граничная стрелка (Boundary Arrow)

стрелка, один из концов которой связан с источником или потребителем, а другой не присоединен ни к какому блоку на диаграмме. Отображает связь диаграммы с другими блоками системы.

Декомпозиция (Decomposition)

разделение моделируемой функции на функции-компоненты; позволяет представить модель в виде иерархической структуры отдельных диаграмм.

Деятельность (дело, бизнес)

совокупность процессов, преобразующих множество материальных или/и информационных потоков во множество материальных или/и информационных потоков с другими свойства.

Процесс (бизнеc-процесс)

совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в соответствующие потоки с другими свойствами.

Операция

совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых действий, преобразующих объекты, входящие в состав материального или/и информационного потока, в соответствующие объекты с другими свойствами.

Действие

преобразование какого-либо свойства материального или информационного объекта в другое свойство.

Диаграмма (Diagram)

часть модели, описывающая декомпозицию блока.

Диаграмма A-0

специальный вид контекстной диаграммы IDEF0, состоящей из одного блока, описывающего функцию верхнего уровня, ее входы, выходы, управления и механизмы, вместе с формулировками цели модели и точки зрения, с которой строится модель.

Диаграмма иллюстрация (FEO Diagram)

графическое описание, используемое для сообщения специфических фактов о диаграмме IDEF0; при ее построении можно не придерживаться привил IDEF0.

Доминирование

блоки, расположенные на диаграмме выше и левее, влияют на блоки, распложенные ниже и правее.

Дочерний блок (Child Box)

блок на дочерней диаграмме.

Дочерняя диаграмма (Child Diagram)

диаграмма, детализирующая родительский блок.

Идея IDEF0

бизнес-процессы (функции реального объекта бизнеса) представляются как некие преобразования входного потока в выходной под контролем (управлением) управляющего потока с использованием для преобразования механизма.

Имя блока (Box Name)

глагол или глагольный оборот, помещенный внутри блока и описывающий моделируемую функцию.

Классы стрелок

(1) стрелка входа, (2) стрелка выхода, (3) стрелка управления, (4) стрелка механизма, (5) стрелка вызова.

Код-ICOM

код, обеспечивающий соответствие граничных стрелок дочерней диаграммы со стрелками родительского блока; используется для ссылок.

Контекст (Context)

окружающая среда, в которой действует функция (или комплект функций на диаграмме).

Контекстная диаграмма (Context Diagram)

диаграмма, имеющая узловой номер A-n (n_0), которая представляет контекст модели и располагается на отдельном листе. Диаграмма A-0, состоящая из одного блока, является обязательной контекстной диаграммой; диаграммы с узловыми номерами A-1 , A-2,... - это дополнительные контекстные диаграммы.

Метка стрелки (Arrow Label)

существительное или оборот существительного, связанные со стрелкой или сегментом стрелки и определяющие их значение.

Модель IDEF0 (IDEF0 Model)

графическое описание системы, разработанное с определенной целью и с выбранной точки зрения; комплект одной или более диаграмм IDEF0, которые изображают функции системы с помощью графики, текста и глоссария..

Назначение IDEF0

перестройка структуры функций, которая позволит повысить производительность и эффективность системы.

Номер блока (Box Number)

число (0 - 6), помещаемое в правом нижнем углу блока и однозначно идентифицирующее блок на диаграмме.

Обратная связь по входу

выход блока становится входом другого блока с большим доминированием.

Обратная связь по управлению

выход одного блока создает управляющее воздействие на блок с большим доминированием.

Обратная связь по входу

выход блока становится входом другого блока с большим доминированием.

Основной принцип IDEF0

представление системы в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, происходящие в системе.

Основные понятия IDEF0

(1) блок, (2) стрелка, (3) декомпозиция, (4) глоссарий.

Родительская диаграмма (Parent Diagram)

диаграмма, которая содержит родительский блок.

Родительский блок (Parent Box)

блок, который подробно описывается дочерней диаграммой.

С-номер (C-Number)

номер, создаваемый в хронологическом порядке и используемый для идентификации диаграммы и прослеживания ее истории.

Связывание/развязывание (Bundling/Unbundling)

номер, создаваемый в хронологическом порядке и используемый для идентификации диаграммы и прослеживания ее истории.

Связь выход-вход

возникает при соединении выхода одного блока с входом другого блока с меньшим доминированием.

Связь выход-механизм

выход одного блока направляется на механизм другого.

С-номер (C-Number)

номер, создаваемый в хронологическом порядке и используемый для идентификации диаграммы и прослеживания ее истории.

Связь по управлению

выход одного блока служит управляющим воздействием на блок с меньшим доминированием.

Сегмент стрелки (ветвь)

сегмент линии, который начинается или заканчивается на стороне блока, в точке ветвления или слияния, или на границе.

Слияние (Join)

объединение двух или большего числа сегментов стрелок в один сегмент.

Стрелка (Arrow)

направленная линия, состоящая из одного или нескольких сегментов, которая моделирует открытый канал или канал, передающий данные или материальные объекты от источника (начальная точка стрелки) к потребителю (точка с наконечником), то есть описывает данные, неформальное управление или что-либо другое, «оказывающее влияние» на функцию, изображенную блоком.

Стрелка входа (Input Arrow)

класс стрелок, которые отображают вход IDEF0-блока, то есть данные или материальные объекты, которые преобразуются функцией в выход; связываются с левой стороной блока IDEF0..

Стрелка вызова (Call Arrow)

вид стрелки механизма, который обозначает обращение из блока данной модели к блоку другой модели и обеспечивает связь между моделями.

Стрелка выхода (Output Arrow)

класс стрелок, которые отображают выход IDEF0-блока, т.е. данные или материальные объекты, произведенные функцией в выход; связываются с правой стороной блока IDEF0.

Стрелка механизма (Mechanism Arrow)

класс стрелок, которые отображают механизмы IDEF0 (т.е. средства, используемые для выполнения функции, персонал, станки); связываются с нижней стороной блока IDEF0.

Стрелка управления (Control Arrow)

класс стрелок, которые в IDEF0 отображают управление (т.е. условия, при выполнении которых выход блока будет правильным, например, стратегии, стандарты); связываются с верхней стороной блока IDEF0..

Тильда (Squiggle)

небольшая ломаная линия, используемая для соединения метки с конкретным сегментом стрелки или примечания модели - с компонентом диаграммы.

Типы связей между блоками

(1) доминирование, (2) управление, (3) выход-вход, (4) обратная связь по управлению, (5) обратная связь по входу, (6) выход-механизм.

Точка зрения (Viewpoint)

указание на должностное лицо или подразделение организации, с позиции которого разрабатывается модель.

Тоннельная стрелка (Tunneled Arrow)

класс стрелок, которые в IDEF0 отображают управление (т.е. условия, при выполнении которых выход блока будет правильным, например, стратегии, стандарты); связываются с верхней стороной блока IDEF0..

Функция (Activity)

деятельность, процесс или преобразование (моделируемые блоком IDEF0), идентифицируемое глаголом.

Цель (Purpose)

краткая формулировка причины создания модели.