Стратегический менеджмент

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Теоретические основы процесса стратегического менеджмента

Тема 1.1. Процесс стратегического менеджмента

Организация без стратегии подобна кораблю без руля.- Джоэл Росс и Майкл Ками


1.1.1. 5 задач стратегического менеджмента

1.1.2. Участники процесса стратегического менеджмента

Выводы

Контрольные вопросы

1.1.1. 5 задач стратегического менеджмента

В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Разработка, внедрение и реализация стратегии - приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании. Менеджеры разрабатывают стратегию и отвечают за выбор модели бизнеса компании. Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности.

Стратегия компании - комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. С понятием стратегии тесно связано понятие модели бизнеса {бизнес-модели) - этим термином обозначается способ получения прибыли от деятельности компаний. Модель бизнеса показывает, насколько экономическая составляющая стратегии компании, т.е. соотношение доходы-издержки-прибыль, обеспечивает жизнеспособность всего предприятия.

Но какой бы хорошей стратегия не была, всегда есть риск низкой производительности из-за неожиданных изменений на рынках, непредвиденных технологических простоев и издержек. Задача менеджмента компании - адаптироваться к неожиданным изменениям условий с помощью заранее запланированных действий и гибкого изменения методов ведения бизнеса. Поэтому качество менеджмента компании определяется качеством разработанной стратегии и качеством ее реализации.

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач.

  1. Формирование стратегического видения будущего компании; другими словами, определение долгосрочной перспективы развития, формулировка будущего образа компании и целей организации.
  2. Постановка целей; перевод стратегического видения в практическую плоскость.
  3. Разработка стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей.

1.1.2. Участники процесса стратегического менеджмента

Компании и менеджеры по-разному подходят к разработке стратегии. В одних организациях разработка стратегии осуществляется единолично главой организации, учредителем или владельцем предприятия, в других для этой цели создается группа стратегического планирования, в которую входят менеджеры и даже некоторые сотрудники. В целом можно выделить четыре основных уровня в разработке стратегии.

1-ый уровень.

Исполнительный директор является самым влиятельным и ответственным менеджером по стратегии. Проблемы, которые он считает стратегически важными, становятся стратегическими для компании. Он так же ставит задачи, разрабатывает цели, определяет стратегию и пути ее реализации. Несет окончательную ответственность за руководство по разработке и реализации стратегии.

2-ой уровень.

Менеджер, несущий ответственность за прибыли и убытки своих производственных подразделений, выполняет главную роль в определении и исполнении стратегических планов для этих структурных единиц.

3-ий уровень.

Функциональный и региональный менеджеры напрямую руководят отдельными направлениями деятельности предприятия.

4-ый уровень.

Менеджеры основных оперативных подразделений и региональных отделов несут ответственность за развитие деталей стратегического лана в подотчетной им сфере.

Роль и задача специалистов отдела планирования состоит в сборе и обработке информации, необходимой для менеджера по стратегии. Отдел по планированию так же координирует процесс пересмотра и утверждения стратегических планов, разработанных для различных отделов компании.


Стратегическая роль совета директоров. Ведущая роль в разработке и реализации стратегии отводится ведущим менеджерам, а стратегическая роль совета директоров сводится к надзору за тем, чтобы все пять задач стратегического менеджмента шли на пользу акционерам (в случае акционерной формы собственности) или донорам (в случае некоммерческой организации). Обычно менеджеры-исполнители кратко информируют совет директоров о ключевых стратегических мероприятиях и передают стратегические планы этому органу для официального утверждения. Директора редко принимают непосредственное участие в разработке и реализации стратегии, да и не должны этого делать. Первейшая обязанность совета - обеспечение конструктивной критики.

Главная задача совета директоров в стратегическом менеджменте - оценивать и утверждать стратегические планы, а также возможности стратегического мышления главы компании и его преемников.

Выводы

  1. Стратегия одновременно активна (т.е. продумана и спланирована заранее) и адаптивна (т.е. носит приспособительный характер).
  2. Стратегический менеджмент - это непрерывный и бесконечный процесс, а не некое одноразовое мероприятие.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите задачи стратегического менеджмента.
  2. Назовите уровни участников в разработке и реализации стратегии.

© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет"

© Отдел информационных образовательных технологий