В стандарте ИСО 9001 перечисляются те бизнес-функции предприятия, или, другими словами, элементы качества, на которые распространяется действие стандарта:
Ответственность руководства
Система качества
Анализ контракта
Управление проектированием
Управление документацией
Закупки продукции
Продукция, предоставленная потребителем
Идентификация продукции и прослеживаемость
Управление процессами
Контроль и проведение испытаний
Контрольное, измерительное и испытательное оборудование
Статус контроля и испытаний
Управление несоответствующей продукцией
Корректирующие и предупреждающие действия
Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка
Регистрация данных о качестве
Внутренние проверки качества
Подготовка кадров
Техническое обслуживание
Статистические методы
Сопоставив вышеприведенные 20 строк с процедурами внедрения КИС, можно обнаружить, что они отражают наиболее типичные бизнес-процессы, в той или иной мере имеющие отношение к качеству выпускаемой продукции. Таким образом, мы приходим к основополагающей идее ИСO 9000: система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент, пока система действует. Итак, функционально стандарты семейства ISO 9000 связаны с обеспечением качества системы управления производством изделия.
Создание и внедрение системы качества на предприятии состоит из следующих этапов:
обследование организации, выявление несоответствий и узких мест в бизнес-процессах и выдача рекомендаций по возможным путям устранения несоответствий;
организация проекта создания и внедрения системы качества, проведение обучения участников проекта от Заказчика;
разработка документации системы качества и ее внедрение в подразделениях предприятия;
подготовка внутренних аудиторов и проведение плановых внутренних аудитов качества в подразделениях;
подготовка к сертификации и проведение сертификационного аудита качества;
международная сертификация системы качества.
Внедрение ISO 9000 почти всегда влечет за собой серьезный бизнес-реинжиниринг организации. Сама идея реинжиниринга вплотную связана с внедрением информационных технологий. Ведь программные продукты как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их поддержания давно и успешно применяются.
Что же необходимо для внедрения полноценной системы качества? Формально, или, как говорят сами специалисты по ISO 9000, в узком смысле, это обязывает предприятие задокументировать всю свою деятельность по вышеуказанным 20 направлениям, а также (и это немаловажно) обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с ними. Конечным этапом становится проверка соответствия разработанной системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация системы качества соответствующей аудиторской фирмой (например "RWTUV -- Интерсертифика", Lloyd's Register, Det Norske Veritas). Иными словами, необходимо продемонстрировать, что управленческие процедуры, прописанные в документации, реально работают.
Форма изложения документов, необходимых для сертификации системы качества предприятия, не имеет строгой регламентации. Тем не менее, обычно многие инструкции (их может быть несколько десятков) представляют собой набор таблиц с указанием субъектов производства и их взаимодействия в той или иной ситуации и по содержанию во многом аналогичны диаграммам, построенным в соответствии с методологией серии IDEFx и часто используемым для формального представления схемы функционирования предприятия на этапе его информационного обследования при постановке задачи на разработку и внедрение КИС. Таким образом, можно сделать вывод, что в самой документации, которую так или иначе приходится разрабатывать, уже может содержаться часть проекта реинжиниринга и внедрения КИС. Все вышеизложенное позволяет говорить о внедрении программных технологий корпоративного уровня и сертифицированной системы качества как о единой проблеме.
Можно достаточно уверенно утверждать, что на сегодняшний день внедрять системы управления документами на промышленных предприятиях целесообразно только в соответствии с требованиями ИСО 9000 или хотя бы с учетом этих требований. При внедрении и поддержании системы качества могут потребоваться программные продукты по крайней мере трех классов: комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), системы электронного документооборота, а также продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. Сюда же можно отнести системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное исключительно на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 (продукты этой группы достаточно распространены на западном рынке и пока совершенно неизвестны в России). Как считают многие аналитики, опираясь в частности на зарубежный опыт, предприятиям с числом работающих более 800 человек в принципе невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества.
Итак, система качества как часть системы управления предприятием, сможет эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные на предприятии в строгом соответствии со спецификой его запросов и уровня развития, а внедрение АСУ и системы качества происходит взаимоувязанно.
В этом случае по мнению многих аналитиков:
сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%);
повышается эффективность работы обоих систем (до 80%);
уменьшается время выхода обоих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%);
повышается инвестиционная привлекательность предприятия, поскольку в промышленно развитых странах правилом является именно совместное использование таких систем.
В таблице 2 показана типовая ситуация внедрения элементов системы качества в ERP - системах.
Таблица 2. Поддержка типовых элементов системы качества ERP-системами
Элемент системы качества предприятия по ИСО 9001 |
Автоматизированное средство поддержки элемента системы качества |
Примечание |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Не поддерживает |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка (кроме собственно измерений и обработки их результатов) |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка (информация о кадрах) |
|
ERP-системы |
Поддерживает полностью |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Частичная поддержка |
|
ERP-системы |
Не поддерживает |