Содержание
В условиях рыночной экономики основной функцией любого предприятия является выпуск продукции или оказание услуг с целью получения экономических результатов от реализации этой продукции.
Центральное место среди задач управления с этой точки зрения занимает получение прибыли от результатов основной деятельности предприятия. Приобретение средств и орудий производства, производственные процессы, как правило, предшествуют доходам, получаемым в результате реализации произведенного товара, поэтому важно суметь сопоставить производственные потребности с финансовыми возможностями предприятия.
Производственный процесс и связанный с ним оборот денег можно проиллюстрировать следующим рисунком:
Процесс управления предприятием, имеющий цель получения прибыли, можно отобразить следующей классической схемой:
Как следует из приведенной схемы, процесс движения от поставленных целей к результату является с точки зрения управления интерактивным и заключается в оперативной коррекции (уточнении) первоначального плана действий в зависимости от регистрируемых промежуточных значений контролируемых показателей.
В общем случае, конечный успех предприятия зависит от многих факторов, часть из которых не поддается строгой формализации. Состав этих факторов можно проиллюстрировать следующей схемой:
Система, автоматизирующая процесс переработки информации, является лишь одним из необходимых компонентов, определяющих конечный успех предприятия, однако уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире в ближайшее время будут те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всех собрать информацию, обработать и проанализировать ее.
Комплексная система управления крупным предприятием, должна удовлетворять следующим основным требованиям к ее реализации:
охват всего спектра типовых производственно-экономических функций;
независимость от сферы деятельности предприятия (возможность применения на производственных предприятиях, в торговле и сфере государственной службы);
модульный принцип построения входящих в систему задач и их полная интегрированность на уровне единой БД;
соблюдение единообразного для всех решаемых задач пользовательского интерфейса;
ориентация всех включаемых в систему задач на поддержку общего процесса управления предприятием, сквозная интеграция всех компонент системы;
обеспечение гибкой настройки информационных массивов, алгоритмов выполнения типовых хозяйственных операций и выходных форм бухгалтерских отчетов на специфику конкретного предприятия (организации);
предоставления пользователям простого инструментария для самостоятельного развития возможностей системы;
возможность использования в вычислительных сетях различного размера: в масштабе отдельного подразделения, предприятия, корпорации;
реализация поддержки распределенных баз данных для обеспечения информационного взаимодействия многоофисных корпораций и территориально удаленных филиалов;
использование решений, не требующих высокой квалификации от системных администраторов, отвечающих за поддержку процесса эксплуатации системы.
В основе модели построения программного комплекса автоматизации деятельности крупного предприятия должны лежать следующие концептуальные положения.
Все взаимодействия между юридическими субъектами (организациями) сводятся к заключению и реализации сделки купли-продажи. При этом одна из сторон является продавцом, другая - покупателем. Предметом сделки может быть товарно-материальная ценность, работа, услуга либо их комбинация .
При осуществлении любых мероприятий (действий, операций) в рамках основной деятельности, т.е. при осуществлении любой хозяйственной операции формируется документ, подтверждающий совершение последней. Совокупность операционных документов образует документооборот объекта.
Работа большинства рядовых пользователей комплекса заключается в регистрации входящих, либо формировании исходящих документов, подтверждающих выполнение хозяйственной операции.
При четко налаженной организационной схеме производства работ (технологии) в рамках программного комплекса каждый исполнитель выполняет определенные для него инструкцией действия, получая информацию в объеме, необходимом и достаточном для осуществления своих должностных обязанностей.
В результате работы всех пользователей комплекса происходит наполнение БД предприятия (организации) оперативной информацией о ходе выполнения конкретных хозяйственных операций, относящихся к различным направлениям деятельности. Обработка оперативной информации позволяет как проанализировать взаимоотношения с одним (или группой) контрагентов на основе сведений о корреспонденции матценностей, услуг, работ и финансовых средств, так и оценить эффективность функционирования предприятия по различным направлениям хозяйственной деятельности.
Администрация организации, используя для управления производственными процессами комплекс, получает возможность:
оперативного управления финансами;
контроля за ходом выполнения договорных отношений;
контроля взаимных обязательств;
контроля и управления складскими запасами;
формирования и контроля бизнес-плана;
планирования и учета выполнения внутреннего бюджета.
Администратор системы, используя комплекс, должен иметь возможность:
осуществлять экспорт-импорт данных для доступа к базам данных других программных продуктов и для доступа других программных продуктов к базе данных системы; для этого должно быть предоставлено полное описание структуры базы данных и рекомендации по технологии организации обмена;
осуществлять настройку прав доступа для конкретных пользователей к задачам системы; в процессе данной настройки системный администратор может установить парольную защиту и определить для каждого пользователя права доступа к задачам и таблицам базы данных системы. При отключении пользователя от какой-либо задачи или ограничении прав доступа к таблицам базы данных он может быть лишен возможности коррекции каких-либо данных или даже возможности их просмотра;
осуществлять настройку классификаторов, каталогов и справочников системы;
осуществлять настройку параметров утилиты корпоративного межофисного обмена (настройка адресных данных каждого офиса, признака выборки почты, тип разрешения межсетевых конфликтов).