КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
программа государственной итоговой аттестации

Порядок подготовки, написания
и защиты дипломной работы



Выбор и утверждение темы дипломной работы

Научное руководство дипломной работой

Определение цели и задач исследования

Определение объекта и предмета исследования

Интерпретация и логический анализ основных понятий

Формулировка рабочих гипотез

Методы сбора информации

Сбор материала

Работа с литературой. Изучение и обобщение материалов практики

Планирование, структура, объём и атрибуты дипломной работы

Стиль и форма дипломной работы

Защита дипломной работы

Порядок защиты дипломной работы

Методы сбора информации

Программа исследования считается полноценной тогда, когда в ней показано, почему выбраны именно эти, а не другие методы сбора информации, связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, при использовании анкетирования необходимо указать в программе, для решения какой задачи и подтверждения какой гипотезы был разработан конкретный блок вопросов анкеты. Рабочий план исследования, отражающий основные процедурные мероприятия, составляется наряду с программой и утверждается одновременно с ней научным руководителем темы. Рабочий план упорядочивает основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими ресурсами. Он включает все виды предполагаемых работ - изучение необходимой литературы, проблемное (пилотажное) исследование, основное обследование, обеспечивающее сбор материалов об объекте, подготовку данных для обработки (как правило, машинной), а также редактирование, кодирование анкет, контроль качества данных после их ввода в ЭВМ, обработку данных, их анализ и интерпретацию, составление отчета, написание научной работы и практических рекомендаций, их внедрение в практику.

Также научный руководитель дипломной работы должен:

  1. При направлении дипломника на производственную практику выдать ему персональное задание, связанное со сбором материала правоприменительной деятельность соответственно избранной теме. При необходимости разработать вместе с дипломником анкеты, опросники и другие инструменты конкретных исследований проблем практики в правоохранительных органах.
  2. Рекомендовать студенту для подготовки дипломной работы основную и вспомогательную литературу, нормативные, справочные и архивные материалы. Обратить внимание дипломника на состояние законодательного решения того или иного вопроса по избранной теме и наличие соответствующих положений в заключениях Конституционного Суда РФ, постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, рекомендовать изучение опубликованных материалов и местной судебной практики, а также другие источники по теме.
  3. Проводить систематические консультации для дипломника в установленные расписанием часы и дни недели, а также периодически контролировать ход выполнения работы вплоть до обязательного посещения места прохождения практики слушателей и бесед с ее руководителем в присутствии слушателя.
  4. Своевременно вносить коррективы в текст работы, направлять внимание дипломника на самостоятельное решение сложных задач и анализа возникающих проблем, нацеливать его на творческое, инициативное отношение к актуальным вопросам современности.

Основная задача научного руководителя состоит в том, чтобы с его помощью дипломник смог провести самостоятельное исследование. Особенно важны консультации научного руководителя в тот период написания дипломной работы, когда студент уже изучил необходимый минимум литературы и других источников и составляет план. Научный руководитель может внести необходимые изменения в план указать новейшую литературу, провести конкретный инструктаж. На первых встречах нужно определить порядок дальнейших консультаций и предъявления работы на просмотр. Не следует представлять работу руководителю частями, т. к. по ним трудно определить правильность общего ее направления. Лучше контролировать выполнение работы по отдельным главам. К помощи руководителя дипломник может обращаться и в незапланированный день в том случае, если он встретился с какими-либо затруднениями.

Нередко работа научного руководителя сводится к ответу на вопросы дипломника и частной проверке полученных им результатов. На консультациях научный руководитель может проводить своеобразные занятия: проверять знания студента, давать задания по теоретическим и практическим вопросам к следующему занятий. Поэтому, целесообразно особенно на первом этапе работы сочетать как индивидуальные, так и групповые консультации и беседы для руководимых данным преподавателем студентов. Наряду с этими традиционными формами руководства следует практиковать чтение для дипломников обзорных (специализированных) лекций по узловым, дискуссионным и сложным проблемам нескольких дипломных работ, выполняемых под руководством одного преподавателя.

Научный руководитель отвечает перед кафедрой за выполнение сроков написания дипломной работы согласно составленному графику и за качество работы соответственно требованиям, предъявляемым к данного рода научной продукции в университете:

По предложению научного руководителя и представлению кафедры, государственная экзаменационная комиссия при защите дипломной работы может рекомендовать ее к внедрению в качестве учебного пособия по кафедре или применению в деятельности правоприменительных и правоохранительных органов. Данные дипломные работы впоследствии могут быть отобраны для участия в конкурсах на лучшую работу или подготовлены для публикации в сборниках научных трудов кафедры, а также в иных изданиях.

Промежуточные результаты дипломного исследования могу быть подготовлены студентом с помощью научного руководители как доклад или сообщение на заседаниях научного кружка (систематическая явка на которые для дипломника также строго обязательна), итоговой научной студенческой конференции, на иных конференциях (кафедральной, межкафедральной, межвузовской, конференциях других вузов по их приглашению). Участие в конференциях принимается во внимание при защите и оценке дипломной работы и, как правило, поощряется ГЭК.


назад содержание далее


© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет", 2005

© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2005