КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
Работа с литературой. Изучение и обобщение материалов практикиС самого начала студентов должен быть ориентирован на творческое изучение источников и их глубокое осмысление. Он должен предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к ее полезному чтению. Нельзя просто читать книгу, надеясь на свою па мять, не делая соответствующих записей. Работая над литературными источниками, дипломник должен конспектировать, выписывать основание мысли, наиболее характерные места для будущего проблемного сочинения. Прежде чем приступить к чтению монографии, нужно с ней ознакомиться. Для этого следует прочитать введение (предисловие) к книге, аннотацию автора (если она имеется). В них раскрывается основное содержание книги, ее цели, границы исследования. Нужно просмотреть и оглавление работы, раскрывающее ее содержание. Это облегчит процесс нахождения ответа на интересующий студента вопрос. Необходимо обратить внимание на год издания книги, а иногда даже дату подписания ее в печать, имея в виду возможные изменения в законодательстве, не освещенные автором. Можно также составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа. После предварительного ознакомления с книгой можно перейти к ее чтению. Полезное чтение складывается из следующих этапов:
При чтении литературы по избранной теме дипломник составляет конспект, который рекомендуется писать чернилами на одной стороне стандартных листов чистой бумаги. В самом начале конспекта должно быть полностью записано название конспектируемой работы и Фамилий ее автора. При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. Не следует полагаться на те ссылки, которые имеются в монографии или статье. В них возможны опечатки, неточности. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах другое смысловое значение. В любом случае следует сверить используемую цитату с первоисточником, уяснить ее содержание и нагрузку соотнести ее значение с содержанием своего текста, затем уже использовать в тексте. При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать необходимый для написания дипломного сочинения материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно намечать в какой части диплома будет использован тот или иной фактический материал или положение, развиваемое в прочитанной работе. При изучении литературы рекомендуется обращаться к различным словарям, энциклопедиям в целях выяснения списка специальных слов и терминов. Нельзя оставлять без внимания непонятные слова и выражения, неизвестные имена. Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подкрепляет мысли автора-дипломника, дает им большую силу, убедительность. Она должна быть по возможности краткой и точной Выписывать цитату следует на отдельный листок бумаги на одной стороне. Это позволяет студенту в процессе написания дипломной работы вклеить цитату в нужное место без повторного переписывания. Заметки или свободное цитирование. Этот вид работы над книгой преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли автора книги и, во-вторых, высказать к ним свое отношение. В этом случае студент может разделить чистый лист бумаги пополам, в первой половине дословно или своими словами изложить точку зрения и вывод автора книги или статьи с указанием соответствующих страниц, а в правой - высказать свое отношение. Не следует цитировать пусть и отдельно выраженные, но не оригинальные, не самостоятельные высказывания, повторяющие расхожие или неоспоримые истины. Конспект должен быть сжатым пересказом мыслей автора. При конспектировании прежде всего следует обдумать и уяснить прочитанное, а потом лишь записывать. Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического исследования, а также для подтверждения выводов автора дипломной работы какими-либо конкретными примерами. Таким образом, теоретические рассуждения студента приобретают свою практическую значимость, выявляются его способность ориентироваться в реальной жизни правовой нормы. Наконец, возможны как результат дипломного исследования продуманные, взвешенные практические рекомендации по повышению качества юридической деятельности, предложения по совершенствованию законодательства. В дипломной работе очень важно сочетать использование как опубликованной, так и местной практики. Ценным источником является заключения и иные акты Конституционного Суда, руководящие постановления Верховного Суда России, опубликованные изложения определений судебных коллегий этих судов, обзоры практики следствия, судебных органов, прокурорского надзора, арбитража. нотариальных контор. Преимущества использования материалов местной юридической практики состоят в большем учете специфики региона, наглядности материала и возможностях его более точного анализа по ходу написания дипломной работы. Весьма ценным источником теоретических суждений и выводов являются материалы собственных конкретно-социологических исследований, которые могут заключаться в опросах, анкетировании и беседах-интервью как работников правоприменительных органов, так и других групп населения по вопросам, представляющим научный интерес дипломника. Характер и объем изучения и обобщения материалов практики определяется темой и направленностью дипломной работы, ее структурой и планом. Все этo должно быть согласовано в ходе работы с научным руководителем. Не следует забывать, что эффективное использование данных юридической практики возможно лишь при условии правильного периода, за который проводится изучение, и количества изучаемых дел (материалов). Для регистрации и последующей группировки информации слушателям рекомендуется использование карточек, анкет и таблиц, составляемых с помощью научного руководителя и в соответствии с планом изучения практики. Ссылка в тексте на источник сведений решений конкретного документа какого-либо органа или должностного лица строго обязательна. Использование статистических данных также должно быть подтверждено. Отдельно следует остановиться на использовании дипломных работ прошлых лет по мере их накопления, особенно тех, которые рекомендованы ГЭК к внедрению в учебный процесс или практику. При соблюдении, условий критического, самостоятельного подхода к проблемам, исследованным в них, выработки собственного пути решения и учета изменившейся обстановки, нового в законодательстве и правоприменительной практике такое обращение к работам прошлых лет может принести только пользу. Естественно, что должны пресекаться малейшие попытки плагиата и некритического заимствования каких-либо положений и выводов. |
© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет", 2005
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2005