Глава 4. Элементы теории информации

Содержание

4.1. Информация
4.2. Данные
4.3. Данные и информация
4.4. Знания

В главе использованы книги [TELN], c. 9-13. и [GITT], c. 130-155.

4.1. Информация

Информация наряду с материей и энергией является третьей фундаментальной величиной, имеющей основополагающее значение как для технических, так и биологических процессов.

Информация (от лат. informatio – разъяснение, осведомление) – сведения объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-то интерес, и материализованные в форме удобной для использования, передачи, хранения и обработки (преобразования) человеком или автоматизированными средствами.

Но это определение не охватывает всего богатства понятия “информация”. Будем рассматривать информацию как нечто первичное подобно понятию “точка”. По Евклиду точка – есть то, что не имеет частей. Лишь в 20 веке было принято, что строго определить это понятие невозможно.

В каком виде существует информация? Информация может существовать в самых разнообразных формах (1) в виде текстов, рисунков, фотографий, (2) в виде световых или звуковых сигналов, (3) в виде радиоволн, (4) в виде электрических и нервных импульсов, (5) в виде магнитных записей, (6) в виде жестов и мимики, (7) в виде запахов и вкусовых ощущений, (8) в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

Информация не отделима от процесса информирования, поэтому информация всегда кем-то передается (отправитель) и для кого-то предназначается (получатель).

Как передается информация? Информация передается в виде сообщений от источника информации к ее приемнику посредством канала связи. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Общие свойства информации:

  1. Хотя передача информации связана с затратами энергии, информационные процессы не сводимы к физическим. Часто последствия переданной информации совершенно не зависят от физических затрат на ее передачу. Например, неприятное известие может вызвать инфаркт.

  2. Информация представляется, формулируется, посылается, накопляется посредством соответствующего кода. Код – совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора из таких знаков. Существуют различные системы кодирования, каждая со своими правилами: азбука Морзе, иероглифы, ноты, генетические коды, язык глухонемых.

  3. Информация всегда выполняет заместительную функцию. Закодированные знаки лишь заменяют дело или событие. Заголовок в газете стоит заместительно вместо вчерашнего события.

  4. К полной характеристике понятия информация относится 5 аспектов: статистика, синтаксис, семантика, прагматика и апобетика.

Апобетика (греч. apobeinon=результат, успех) целевой аспект информации. В основе результата получателя лежит целевая установка, ясное представление цели, план на стороне отправителя. Когда мы имеем дело с информацией всегда встает вопрос: почему отправитель посылает эту информ ацию и какой результат он хотел бы видеть у получателя.

Прагматика (греч. pragmatike= искусство действовать правильно) – аспект действия информации. Чтобы достичь запланированного результата отправитель исходит из соображений, каким образом способствовать тому, чтобы получатель достиг поставленной цели. В языковом отношении речь идет не просто о следующих друг за другом предложений, а о формулировании вопросов, приказов, которые должны вылиться у получателя в определенные действия. Прагматический уровень отражает ценность информации для системы управления, ее полезность для выработки управленческих решений.

Семантика (греч. semantikos=обозначающий) – аспект значения информации. Решающим для передачи информации является не форма букв или способ передачи, а содержащая в них смысл, значение. Для переноса информации семантика не играет никакой роли. Стоимость не зависит от содержания, а от количества слов. Но для отправителя и получателя интерес имеет только смысл. Только то является информацией, что имеет семантику. Этот уровень связан с построением ТЭП, проектированием реквизитного состава документов, разработкой логической структуры БД.

Синтаксис (учение о построении предложения, греч. syntaxis=составление) – аспект кодирования информации. Информация всегда представляется (формулируется, посылается, накопляется) посредством соответствующего кодирования. Этот уровень связан с внешней формой и структурой информционных сообщений. Это касается формата бланков документов, структуры хранения данных на машинном носителе.

Статистика – рассматривает техническую концепцию передачи и связанную с этим статистические данные. При этом не воспринимается во внимание, передается смысл с помощью цепочки знаков или нет.

Цель информации не достигнута, если на каком-то нижнем уровне дело доходит до разрыва, из-за наличия помех, называемых информационным шумом.