ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ
РЕСУРСАМ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО
АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Размещены на сайте Открытого аграрного университета (ОАУ) в разделе "Текущая деятельность.
Разработка электронных учебных ресурсов":
http://www.oau.edu.ru/current1a.php )
Введение
Электронные учебные ресурсы создаются в рамках Целевой комплексной программы "Создание библиотеки электронных учебных ресурсов для аграрного образования". К участию в программе приглашаются авторы и авторские коллективы высших и средних профессиональных учебных заведений, учреждений повышения квалификации.
Разработанные авторами электронные ресурсы учебного назначения могут использоваться для поддержки учебного процесса очной, заочной, вечерней форм обучения, для повышения квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам и т.д. Чаще всего они находят применение в системе открытого образования с помощью дистанционных технологий обучения.
Электронный учебный ресурс (ЭУР) имеет содержательную (текст, задания) и процессуальную (организация процесса обучения) части. Содержательная часть содержит структурированное изложение основного и, возможно, дополнительного материала или ссылок на него. Процессуальная часть включает описание предпринимаемых обучающимся действий при работе с ресурсом: практических работ, контрольных заданий, участия в дистанционных дискуссиях (чат), тематических телеконференциях и видеоконференциях.
1. Общие требования к ЭУР
1.1. ЭУР может быть выполнен по одному из двух вариантов.
Вариант 1 - электронный курс в оболочке "Виртуальное представительство" в Российском портале открытого аграрного образования.
Основные файлы учебника выкладываются в оболочку в формате htm.
Дополнительные файлы могут быть выполнены в любых форматах - документы Word, rtf, аудио- и видеофайлы.
Файлы в курсе называются по-русски.
Рисунки выполняются в форматах jpg или gif.
Формулы выполняются в виде рисунков в форматах .gif или .jpg.
Оболочка может быть инсталлирована на сервере учебного заведения. Работа в ней осуществляется через иерархическую систему доступа (администратор, создатель курса, преподаватель, студент). Авторским правом на программный комплекс обладает Российский государственный институт открытого образования Министерства образования Российской Федерации. Авторские права на электронные учебные ресурсы принадлежат авторам или учебным заведениям - разработчикам.
Для начала работы с программным комплексом "Виртуальное представительство" учебному заведению необходимо обратиться в Открытый аграрный университет, зарегистрировать соответствующий домен и получить программное обеспечение.
Вариант 2 - специально разработанный программный продукт, представляющий из себя сайт или среду обучения для осуществления обучения по дистанционной технологии.
Структура и методическое обеспечение курса должны отвечать тем же требованиям.
Разработанный продукт должен быть реализован в сетевом варианте (локальная сеть кафедры, факультета, вузовская сеть) и иметь копию на
CD.
1.2. ЭУР не должен содержать информацию, не отвечающую Законодательству РФ.
1.3. ЭУР должен в явном виде содержать информацию об авторе (Ф.И.О., телефон, Е-mail), название ресурса, шифр и название специальности и специализации, название учебной дисциплины (или ее раздела), объем часов всего и при очной форме обучения, дату создания и дату последнего обновления, объем в п.л. (число машино-печатных страниц, отпечатанных через 1.5 интервала , 12 пт текста в формате редактора Word).
1.4. ЭУР должен корректно работать с основными видами браузеров Internet Explorer и Netscape.
1.5. ЭУР должен иметь комплект проектной документации, позволяющей осуществлять сопровождение на этапах жизненного цикла ресурса.
1.6. ЭУР должен быть принят приемочной комиссией Департамента кадровой политики и образования МСХ РФ.
2. Требования к содержанию ЭУР
2.1. Содержание ЭУР должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, текущему научно-техническому уровню области знаний.
2.2. Содержание ЭУР должно быть структурировано в соответствии с логическими связями между изучаемыми дидактическими единицами.
2.3. Каждый логический элемент ЭУР (модуль) и ресурс в целом должен включать явно заданную целевую установку в виде списков (Вы будете изучать┘ Цели модуля┘ После изучения модуля Вы сможете┘).
2.4. ЭУР должен включать в себя: методические рекомендации с описанием процесса освоения ЭУР, учебный текст, подсистему заданий для самостоятельной работы, подсистему сетевого общения, подсистему контроля знаний, словарь, библиотеку в виде электронных изданий, ссылок на электронные издания, в том числе периодические, ссылки на традиционные издания, архив выполненных обучающимися исследований и проектов.
2.5. Компоненты ЭУР должны быть связаны гиперссылками.
3. Методические свойства ЭУР
3.1. Простота освоения способов работы с ЭУР.
3.2. Адекватность языка и обозначений, используемых в ЭУР области знаний.
3.3. Предоставление возможности для совершенствования методик преподавания и модернизации содержания ресурса.
3.4. Наличие не менее двух способов выхода на любую страницу ресурса.
3.5. Все модули должны выглядеть одинаково, после просмотра нескольких окон обучаемые должны иметь возможность осуществлять навигацию не задумываясь.
3.6. Продуманность экранных форм для исключения "прокрутки".
3.7. Использование средств активизации памяти.
3.8. Включение элементов интерактивности (квазиинтреактивности) и мотивации обучающегося в текст ЭУР.
4. Интерфейс ЭУР
4.1. Лаконичность, аскетизм и академизм стиля.
4.2. Обоснованность цветовых решений (с точки зрения медицины, психологии, эргономики).
4.3. Наглядность средств управления навигацией.
4.4. Устойчивость к ошибкам обучающегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий.
5. Эффективность компьютерной поддержки
5.1. Использование средств графики и мультимедиа для передачи знаний.
5.2. Увеличение количества доступной информации и удобство работы с ней (средства поиска и сортировки, программы обработки данных)
5.3. Экономия времени обучающегося за счет использования расчетных программ, моделей и т.п.
5.4. Возможности по обновлению информации автором ЭУР.
6. Процессуальная часть курса
6.1. Использование сетевых технологий для виртуального общения координатора-преподавателя и обучающихся: электронная почта, список рассылки, видеоконференция, форум, чат. Их использование должно быть описано в методических рекомендациях к курсу или в заданиях для практических работ.
6.2. Использование различных по численности виртуальных групп обучающихся для выполнения определенных заданий.
6.3. Осуществление самостоятельной работы обучающихся.
6.4. Сочетание очных и дистанционных форм контроля знаний обучающихся.
6.5. Реализация эффективной обратной связи.
6.6. Осуществление мониторинга обучения.
6.7. Сочетание электронных и "бумажных" носителей информации для освоения курса.
7. Тестовый комплекс
7.1. Тестовый комплекс должен соответствовать "Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" Приложение к письму Минобразования России от 16.05.2002 ╧ 14-55-353ин/15.
7.2. Тестовый комплекс может предусматривать тесты для самостоятельной проверки знаний обучающимся и тесты для входного и для итогового контроля.
7.3. Используются критериально-ориентированные тесты.
7.4. Используются разные типы тестов, количество вариантов ответов в закрытых тестах 3 или 4.
7.5. Тестовые задания для итогового контроля должны выбираться случайным образом.
7.6. Тестовый комплекс должен обеспечивать формирование протокола тестирования с указанием идентификатора студента, даты и времени тестирования, вида тестирования (входное, итоговое и т.д.) и учебной дисциплины (модуля).
8. Расчетные и моделирующие средства
8.1. Расчетные и моделирующие средства - это специальные программы и программные комплексы. Работа с ними при освоении ЭУР может быть организована двумя способами:
8.1.1. Программа, включена в состав ЭУР, вызывается непосредственно из него и имеет похожий интерфейс;
8.1.2. Специализированное программное средство или программное средство общего назначения используется для выполнения учебных заданий.
8.2. Наличие документации и методических рекомендаций по освоению программы.
8.3. Использование выбранного программного средства в профессиональной деятельности специалистов соответствующей области знаний.
8.4. Устойчивость к ошибкам обучающегося.
9. Виртуальная лаборатория
9.1. Виртуальная лаборатория является модулем системы дистанционного обучения. В общем случае виртуальная лаборатория представляет собой некую информационную среду, позволяющую проводить эксперименты, не имея непосредственного доступа к объекту исследования. При этом эксперименты могут проводиться как с использованием математических моделей, так и с использованием удаленного доступа к изучаемому объекту.
9.2. Лабораторная работа должна рассматриваться как ЭУР, в который входят также информационные страницы электронного учебника, тесты, практикум.
9.3. Каждая виртуальная лабораторная работа представляет собой обучающий комплекс, содержащий несколько компонентов:
- краткое описание и анализ теоретических аспектов изучаемого объекта, явления или процесса;
- описание приборов и оборудования, используемого для проведения исследований, их характеристики и порядок применения;
- исследование изучаемого объекта, явления или процесса по индивидуальной программе, обработка результатов и представление отчета.

|