Глава 3. Процесс и его компоненты

Содержание

3.1. Различные определения бизнес-процесса
3.2. Задание процесса
3.3. Схема бизнес-процесс
3.4. Цели процесса
3.5. Организация как совокупность процессов
3.6. Документирование и описание процессов
3.7. Идентификация процессов организации
3.8. Варианты описания процессов
3.9. Классификация процессов
3.10. Владелец процесса
3.11. Входы и выходы процесса
3.12. Поставщики и потребители потоков процесса
3.13. Ресурсное окружение процесса
3.14. Свойства процесса
3.15. Мониторинг и измерение процессов
3.16. Определение метрики процесса
3.17. Метрики характеристик процессов

В этой главе использованы электронные материалы [CHEB].

3.1. Различные определения бизнес-процесса

В настоящее время существует множество определений или интерпретаций понятия бизнес-процесс (БП). В зависимости от задач внимание авторов акцентируется лишь на одном или нескольких его ключевых свойствах. Например :

  • Бизнес-процесс как целевая организационная деятельность (действия )

  • Поставка продукта (услуги /товара) внешнему потребителю

  • Формирование прибавочной и /или потребительной стоимости и т .д .

«Ключевые» свойства, используемые для определения отличий понятия «бизнес-процесс» от понятия «процесс» зависят от решаемых задач и после их детального изучения оказываются необоснованными.

Примеры определений бизнес-процесса

Бизнес-процесс как деятельность:

  • работа «от начала до конца»

  • поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому (в зависимости от уровня рассмотрения )

  • взаимонезависимый компонент производственной системы, преобразующие вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами

  • одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения

Бизнес-процесс как создание продукта /услуги:

  • множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту

  • связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и /или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями

Бизнес-процесс как формирование прибавочной и /или потребительной стоимости:

совокупность различных видов деятельности, в рамках которой “на входе” используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности “на выходе” реализуется товар, представляющий ценность для потребителя