Глава 14. Внедрение как этап жизненного цикла услуг

Содержание

14.1. Внедрение как этап жизненного цикла услуг
14.2. Основные принципы этапа Внедрения
14.2.1. Определение и осуществление формальной Политики Внедрения
14.2.2. Осуществление изменений в услугах через Внедрение
14.2.3. Разработка общей структуры и стандартов Внедрения
14.2.4. Максимальное повторное использование процессов и систем
14.2.5. Формирование планов Внедрения в соответствии с требованиями бизнеса
14.2.6. Установление и управление взаимоотношениями с инвесторами
14.2.7. Установление эффективных контролей и дисциплин
14.2.8. Предоставление обмена знаниями и поддержки решений
14.2.9. Планирование пакетов для релиза и развертывания
14.2.10. Управление изменениями курса
14.2.11. Проактивное управление ресурсами в рамках Внедрения
14.2.12. Участие на ранних стадиях жизненного цикла услуги
14.2.13. Гарантировать качество новой или измененной услуги
14.2.14. Проактивное улучшение качества в процессе Внедрения

В главе использованы материалы [SKRI].

14.1. Внедрение как этап жизненного цикла услуг

Многие инновации в бизнесе реализуются посредством проектов с участием IT. При этом не важно, речь идет о незначительных операционных улучшениях или глобальных событиях, связанных с преобразованием целого бизнеса, - в конечном итоге это приводит к изменению. В частности, использование новой или измененной услуги также является изменением для бизнеса. Этап Внедрения гарантирует то, что запланированные и спроектированные на предыдущих стадиях жизненного цикла услуги смогут достичь ожидаемых бизнесом и IT результатов на практике. Следует отметить, что в некоторой русскоязычной литературе этап Внедрения называется Преобразованием услуг, так как transition с английского переводится как перемещение/переход. Таким образом, этап Внедрения является чем-то вроде буфера для проверки услуг перед непосредственной эксплуатацией.

Прежде чем говорить о Внедрении, необходимо определить основные термины в его контексте.

Преобразование (Transition) - изменение в состоянии, соответствующее перемещению услуги или конфигурационной единицы из одной стадии жизненного цикла к следующей стадии.

Релиз (Release) - набор аппаратного обеспечения, программного обеспечения, документации, процессов или других компонентов, которые необходимы для внедрения

одного или нескольких согласованных изменений в услугах. Содержание каждого

релиза управляется, тестируется и развертывается как отдельная сущность.

Запрос на изменение (Request for Change или RFC) - формальное предложение на реализацию Изменения. RFC включает в себя детальное описание предложенного изменения, и может быть записано в бумажном или электронном формате.

Тестирование (Test) - деятельность, которая верифицирует, что конфигурационная единица, услуга, процесс, и т.п., соответствует спецификации или согласованным требованиям.

Сборка(Build) - деятельность по компоновке одной и более конфигурационных единиц для формирования части услуги. Термин Сборка также используется в отношении релиза, который утвержден для распространения. Например, Сборка сервера или Сборка ноутбука.

Развертывание (Deployment) - деятельность, отвечающая за перемещение нового или измененного оборудования, ПО, документации, процесса, и т.п., в среду промышленной эксплуатации.

Поддержка в начале эксплуатации (Early Life Support) - поддержка, предоставляемая в отношении новой или измененной услуги в течение некоторого времени непосредственно после того, как услуга была введена в эксплуатацию. Во время Поддержки в начале эксплуатации поставщик услуг может пересматривать KPI, уровни услуги и наблюдаемые пороговые значения, а также задействовать дополнительные ресурсы для Управления инцидентами и Управления проблемами.

Среда (Environment) - подмножество ИТ-инфраструктуры, которое используется в различных целях. Для сложных Сред есть возможность совместно использовать конфигурационные единицы, например Среды тестовой и промышленной эксплуатации могут использовать различные разделы на одном майнфрейме. Также используется в термине физической среды для обозначения помещения, кондиционирования, системы питания и т.п.

Среда промышленной эксплуатации (Live Environment) - управляемая среда, содержащая конфигурационные единицы в режиме промышленной эксплуатации, используемые для предоставления услуг.

Среда тестирования (Test Environment ) - контролируемая среда, используемая для тестирования конфигурационных единиц, сборок, услуг, Процессов и т.п.

Среда сборки (Build Environment) - контролируемая среда, в которой собираются (компонуются) приложения, услуги и другие сборки перед их передачей в Среду тестирования или Среду промышленной эксплуатации.

Приемка(Acceptance) - формальное соглашение, определяющее, что услуга, процесс, План или другой результат завершен, является правильным, надежным и отвечает установленным требованиям. Приемке обычно предшествует оценка или тестирование, приемка часто обязательна для перехода к выполнению следующего этапа проекта или процесса.

Основные цели этапа Внедрения:

  1. планирование/управление мощностями и ресурсами для комплектования, сборки, тестирования и запуска в промышленную эксплуатацию услуг, а также обеспечение функционирования услуг в соответствии с требованиями инвесторов и заказчиков;

  2. построение точной и последовательной системы оценки мощности услуг и формирование перечня рисков прежде, чем новая или измененная услуга будет выпущена в промышленную эксплуатацию;

  3. формирование набора активов услуг и конфигураций, которые попадают на этап Внедрения, и управление ими;

  4. предоставление информации, необходимой для принятия решений о введении услуги в промышленную эксплуатацию после тестирования;

  5. предоставление эффективных и повторяемых механизмов для сборки и инсталляции, которые могут быть использованы для развертывания релизов в среде промышленной эксплуатации и среде тестирования;

  6. обеспечение управления, поддержки и корректной эксплуатации услуг в соответствии с требованиями, определенными на этапе Проектирования.

Задачами этапа Внедрения являются:

  1. определить ожидания заказчиков относительно того, как новая или измененная услуга поможет их бизнесу;

  2. помочь в интеграции новой или измененной услуги в бизнес-процессы заказчиков;

  3. уменьшить разницу между прогнозируемой и реальной производительностью;

  4. уменьшить количество известных ошибок и рисков на этапе запуска новой или измененной услуги в промышленную эксплуатацию;

  5. обеспечить то, что услугу можно будет использовать в соответствии с установленными для нее требованиями и ограничениями.

Этап Внедрения предоставляет ценность для бизнеса тем, что:

  1. улучшает способность адаптироваться к новым требованиям или обстоятельствам на рынке;

  2. улучшает управление на уровне внедрения в рамках поглощений, разъединений компаний, приобретения или перемещения услуг;

  3. увеличивает количество успешных для бизнеса изменений и релизов;

  4. улучшает точность прогнозирования относительно уровня и качества новых или измененных услуг;

  5. улучшает согласованность с требованиями бизнеса и руководства;

  6. уменьшает количество расхождений между утвержденными бюджетами/планами и реальностью;

  7. увеличивает продуктивность персонала вследствие улучшения планирования и использования новых или измененных услуг;

  8. уменьшает случаи временной приостановки или изменения контрактов на программное и аппаратное обеспечение вследствие соединения или разъединения компонентов;

  9. улучшает понимание уровня риска во время изменения и после него.

Этап Внедрения находится между этапами Проектирования и Эксплуатации в жизненном цикле услуг. Именно с этими этапами происходит наиболее тесное и непрерывное взаимодействие. Тем не менее, у этапа Внедрения есть связи со всеми другими этапами жизненного цикла услуг.

Входы, поступающие с этапа Построения стратегии, влияют на подход, структуры и ограничения этапа Внедрения:

1.Портфель услуг;

2.Портфель заказчиков - база данных или структурированный документ, используемый для хранения информации обо всех Заказчиках поставщика услуг;

3.Портфель договоров - база данных или структурированный документ, используемый для управления договорами на оказание услуг или Соглашениями между поставщиками услуг и их заказчиками[1];

4.модель жизненного цикла услуги;

5.политики;

6.стратегии;

7.ограничения;

8.архитектуры;

9.требования к Внедрению;

10.План управления услугами.

Этап Проектирования услуг является источником триггеров (или механизмов запуска) для этапа Внедрения. В первую очередь это проектная документация (SDP), которую необходимо реализовать. Она включает в себя следующие компоненты:

1.определение услуги;

2.структура услуги;

3.финансовая модель и модель затрат;

4.модель мощностей/ресурсов;

5.модель интеграции процесса Управления услугами;

6.модель эксплуатации услуги;

7.спецификация дизайна и интерфейса;

8.дизайн релиза;

9.критерии приемки;

10.Запросы на изменения (RFC).

Этап Непрерывного улучшения услуг предоставляет на вход этапа Внедрения информацию в терминах предлагаемых улучшений политик, практик и процессов внедрения.

Этап Эксплуатации предоставит на вход этапа Внедрения информацию для тестирования и приемки услуг в терминах достижения услугами требуемых показателей.

Выходами этапа Внедрения являются:

1.утвержденная документация для релиза и развертывания услуг;

2.обновленный Пакет Услуг. Пакет услуг (Service Package) - детализированное описание услуги, доступной для предоставления заказчикам[1];

3.обновленные Каталог услуг и Портфель услуг;

4.документация для внедряемых или списываемых услуг.

В ITIL выделено два типа процессов этапа Внедрения:

1.процессы, поддерживающие жизненный цикл услуги:

  1. Управление изменениями;

  2. Оценка услуг и Управление конфигурациями;

  3. Управление знаниями.

2.процессы в рамках Внедрения:

  1. Планирование и поддержка Внедрения;

  2. Управление релизами и развертыванием;

  3. Тестирование и подтверждение услуг;

  4. Оценка.

Этап Построения стратегии предоставляет систему для определения услуги. Ценность услуги определяется в контексте потребностей заказчика. Использование активов поставщика услуг для предоставления услуг бизнесу и заказчикам представлено на рис. 7.1.

Рисунок 14.1. Активы, необходимые для предоставления услуг

Активы, необходимые для предоставления услуг


Здесь под активами понимаются ресурсы и возможности поставщика услуг.

Услуги предоставляют ценность посредством увеличения производительности активов бизнеса или уменьшения рисков. Как уже отмечалось ранее, ценность услуги выражается в терминах качества и полезности. Полезность - мера увеличения производительности активов заказчика. Качество - уверенность в том, что услуга в процессе предоставления будет выполнять ряд установленных условий. Выделяют три основные характеристики качества услуг:

доступность и мощность услуг;

обеспечение того, что активы заказчика будут получать полезность, даже в случае неблагоприятных событий или сниженного уровня услуг;

обеспечение безопасности для наиболее ценных активов заказчика.

При этом в зависимости от конкретной ситуации один из аспектов качества может иметь большее значение для заказчика.